Содержание
Административное задержание
Следует отметить, что при личном досмотре и доставлении свобода гражданина тоже ограничивается, и иногда существенно. Вместе с тем, такие меры не являются задержанием в административном смысле. Так, доставление – это всего лишь принудительное препровождение в отдел правонарушителя, тогда как административно задержанным лицо считается строго с определенного времени.
Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.
Порядок и основания для административного задержания
- Для предотвращения совершения правонарушения, предусмотренного КоАП.
- Для проведения мероприятий по установлению личности задержанного.
- Для оформления протокола о нарушении, если подобное оформление на месте совершения нарушения невозможно.
- Для помощи в рассмотрении дела по административному производству или исполнения уже вынесенного решения по такому делу.
Задержанному должно быть объяснена причина подобного действия и разъяснены его основные права в данной ситуации. По просьбе задерживаемого сотрудники, осуществлявшие процедуру временного ограничения свободы, должны немедленно известить об этом его родных и близких, администрацию того предприятия, на котором работает гражданин.
- место составления документа и точная дата;
- ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
- имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
- обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
- время проведения задержания с точностью до минут;
- отметка об уведомлении родственников о задержании;
- пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
- сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
- замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
- подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).
Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.
Статья 27
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
Административное задержание
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).
По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел):
Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.
Основания и порядок административного задержания на срок до 48 часов
- Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
- Дату и место составления.
- Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
- Данные задержанного.
- Дату и место задержания.
- Мотивы произведенного задержания.
- Подписи составившего и задержанного.
- Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
- По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).
- Право получить копию протокола.
- Право отказаться от подписания протокола.
- Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
- Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
- Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.
Административное задержание
Данная позиция нашла свое отражение и развитие в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П, в котором сделан вывод о том, что соблюдение одних лишь формальных условий, предусмотренных ст. 27.3 КоАП РФ, недостаточно для того, чтобы административное задержание считалось законным и обоснованным.
На этом основании Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что административное задержание может быть применено лишь в том случае, когда имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу.
Задержание – схема и частые нарушения
4. — и еще, (п.2 ст.91 УПК) если – человек пытается скрыться, либо он БОМЖ (нет регистрации по месту жительства), либо не установлена его личность (нет документов и проверка по информационным базам ничего не дает), либо следователь уже собирается заключить его под стражу в судебном порядке (т.е. избрать меру пресечения — ст.108 УПК). Однако, нельзя, например, задержать БОМЖа просто так без причины в порядке ст.91 УПК – нужно его сначала «заподозревать» в серьезном преступлении (п.1 ст.91 УПК).
Главная задача «оперов» и следователя на этом этапе – получить признание. Если оно есть, то за судьбу дела можно уже не особо переживать. Отсюда и «перегибы на местах» — очень хочется дело закрепить признанием пока задержанный не пришел в себя, не «пошел в отказ», пока не «нарисовался» адвокат, нанятый небезразличными родственниками. Очень много надежд защиты рушатся именно на этом моменте – если в деле есть протокол первого допроса с признанием вины в присутствии «бесплатного» адвоката, то для защиты дело «пахнет керосином».
- Беременные женщины;
- Женщины, имеющие на иждивении малолетних детей;
- Несовершеннолетние нарушители;
- I и II группа инвалидности;
- Граждане, находящиеся на военных сборах;
- Военнослужащие;
- Сотрудники органов внутренних дел, следственного комитета, уголовно-исполнительной системы;
- Сотрудники противопожарной и таможенной службы;
- Военные национальной гвардии РФ.
- Знать причину задержания и получить копию протокола;
- Давать показания или отказаться от их дачи. В случае согласия дать показания, задержанному должны объяснить, что они могут быть использованы как доказательства по делу;
- Пользоваться помощью адвоката в случае возбуждения уголовного дела или иных ситуациях, перечисленных в статьях УПК №91-92;
- Представить доказательства своей невиновности;
- Ходатайствовать;
- Давать показания на родном языке и бесплатно пользоваться помощью переводчика;
- Знакомиться с протоколом;
- Участвовать в следственных действиях по собственному ходатайству (с разрешения следователя);
- Подавать жалобы на действия сотрудников и защищаться иными способами, разрешёнными УПК.
- Сотрудники полиции:
- по делам, которые рассматриваются полицией;
- по делам, по которым сотрудники полиции вправе составить протокол;
- в случае выявления любого административного правонарушения, но при условии, что поступило соответствующее обращение должностного лица, которое вправе составить протокол.
- Должностные лица (сотрудники) Росгвардии, ВАИ, пограничных органов, таможенных органов, ФСИН, ФССП, военной полиции – при выявлении административных правонарушений в пределах своей компетенции (п.п. 2-11 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ).
- Выявляется правонарушение.
- Лицо доставляется в отдел полиции.
- Составляется протокол задержания или протоколы о правонарушении и задержании.
- Составляется административный протокол, если не был составлен ранее (например, на момент доставления/задержания не была известна личность нарушителя).
- Принимается решение по административному делу.
- родственники гражданина и/или его защитник (адвокат или иной представитель) – если от задержанного поступила такая просьба;
- военная полиция или командование части – если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;
- иные органы или ведомства, в которых гражданин проходит службу.
Хотя временное ограничение свободы не рассматривается как мера наказания, оно будет учтено при назначении отдельных видов санкций. В частности, в срок назначенного ареста войдет весь период задержания – эти сведения будут указаны в постановлении. Сразу после рассмотрения такого дела арестованный гражданин будет направлен для отбывания наказания в спецучреждение МВД. Режим ареста будет отличаться от временного задержания более серьезными мерами контроля.
Вопрос 285
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
Вопрос 241. Обеспечительные меры арбитражного суда (основания, виды и порядок применения). Защита интересов сторон при применении обеспечительных мер. Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК, и иного лица может принять
К участию в производстве по делу в качестве защитника не допускается лицо, если оно является сотрудником государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если оно ранее выступало в качестве иного участника производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.