2021 Судебная Защита Прав Граждан На Социальное Обеспечение

  • о внесении изменений в законодательные положения, регулирующие вопросы назначения, выплаты пенсий и социальных доплат к пенсиям – законопроект № 1075528-7 (рассмотрение проекта в первом чтении запланировано на 26 января) предполагает внедрение механизма беззаявительного назначения страховых и социальных пенсий по инвалидности начиная с 1 января 2022 года. В таком же порядке согласно проекту должны осуществляться и cоциальные доплаты к пенсии. «Если гражданин имеет право на увеличение выплат, на дополнительные льготы, но не обращается лично с заявлением в соответствующие учреждения, это не значит, что такие выплаты и льготы не должны ему предоставляться. Тем более что все необходимые для этого документы у соответствующих структур имеются», – отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин. Кроме того, законопроект предусматривает информирование ПФР лиц, достигших возраста 45 лет и не получающих при этом пенсии по старости, назначенной досрочно, или пенсии по инвалидности, о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Предоставление гражданам такой информации, по мнению председателя правления ПФР Максима Топилина, позволит им предпринять за оставшееся до выхода на пенсию время какие-либо меры по увеличению ее размера, например отказаться от серой зарплаты и работать полностью легально;
  • об обеспечении инвалидам беспрепятственного доступа в Интернет – законопроект № 1025833-7 (включен в примерную программу работы Госдумы на апрель текущего года) предусматривает компенсацию инвалидам всех категорий, а также ветеранам Великой Отечественной войны 50% расходов на оплату Интернета;
  • о досрочном назначении пенсии по старости лицам, имеющим четырех и более детей, в том числе усыновленных. Законопроектом № 886052-7 (может быть рассмотрен Госдумой в первом чтении уже в феврале) предполагается наделение правом досрочного выхода на пенсию следующих многодетных родителей: женщин, достигших возраста 55 лет, и мужчин, достигших возраста 60 лет и имеющих детей в одном браке. За принятие соответствующего закона выступает и Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москвалькова, отмечая, что вопрос о предоставлении дополнительных гарантий многодетным семьям является крайне важным – по мнению омбудсмена, существующих на сегодняшний день мер поддержки таких семей недостаточно.

Помимо совершенствования порядка предоставления положенных гражданам социальных выплат, в этом году, разумеется, будет идти работа и по разработке нормативных актов, вводящих новые меры социальной поддержки, – законопроекты социального блока всегда занимают значимое место в повестке Госдумы и Совета Федерации. В настоящее время на рассмотрении в профильном Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов находится 90 законопроектов, в том числе:

Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и свобод человека N 1 (2021)

Обзор включает в себя практику Европейского Суда по правам человека, Комитета ООН по правам человека в сфере уголовных и уголовно-процессуальных отношений (в т.ч. запрет пыток, иного недопустимого обращения (недопустимость домашнего насилия), право на свободу и личную неприкосновенность (лишение свободы согласно закону, несвоевременное составление сотрудниками полиции протокола задержания) и др.).

Отмечается, что в целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Указанное конституционное право имеет фундаментальную правовую природу, является неотчуждаемым и принадлежащим каждому человеку от рождения. Закрепление конституционного права на социальное обеспечение обязывает государственную власть осуществлять государственную социальную политику, направленную на обеспечение конституционных прав человека, на удовлетворение его потребностей и обеспечение социальной безопасности человека.

Преимущественно заявления прокуроров в суды касаются защиты трудовых прав граждан о взыскании заработной платы; прав несовершеннолетних; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; нарушений пенсионных и иных социальных прав; а также оспаривания нормативных правовых актов, нарушающих социальные права граждан [6, с.68]. Увеличение количества обращений прокуроров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, стало следствием социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан.

Вам будет интересно ==>  Приватизация квартиры 2021 спб

Защита прав граждан на социальное обеспечение в практике судов общей юрисдикции Текст научной статьи по специальности — Право

The article is devoted to the peculiarities of judicial protection of citizens’ rights to social security in the Russian Federation. The judicial practice of the district court for resolving disputes and protecting the rights of specific citizens in the field of social security is analyzed.

The article is devoted to the peculiarities of judicial protection of citizens’ rights to social security in the Russian Federation. The judicial practice of the district court for resolving disputes and protecting the rights of specific citizens in the field of social security is analyzed.

Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение

Постановлением от 19 декабря 2018 г. № 45-П Суд дал оценку ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ. На основании оспоренного положения решался вопрос о сохранении за уволенными в связи с ликвидацией организации работниками среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не более чем за два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о прекращении организации-работодателя право работника на реализацию указанной гарантии не возникло. Суд признал положение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в силу отсутствия в действующем регулировании механизма, обеспечивающего предоставление указанной гарантии на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации, оно лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел на нее право после прекращения юридического лица. Также Суд указал до внесения в действующее законодательство соответствующих изменений предоставление уволенным работникам гарантии согласно оспоренному положению обеспечивается по выбору работодателя, либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 178 ТК РФ, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

В своих решениях Суд часто указывает в своих решениях на тут или иную позицию, выраженную ранее в других решениях, на основании которой строятся его выводы уже в новом деле. Выраженные в определенной форме в решениях Конституционного Суда РФ мнения, суждения, умозаключения или выводы относительно конкретного дела, толкования конституционных норм, принципов, правовых идей и иных правовых конструкций, что, по сути, является составными частями решений и могут выражаться как в мотивировочной, так и в резолютивной части различных видов решений, называют правовыми позициями. Некоторые ученые определяет правовые позиции как систему выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения конкретных дел по определенным проблемам, имеющих общий характер и имеют юридическую силу решений [3, с. 59–62]. Но здесь стоит заметить, что императивность правовых позиций определяется тем, что общеобязательным является решение Конституционного Суда в целом, а не только его часть.

• всеобщность;
• финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
• дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
• универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом;
• осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
• дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
• обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
• гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
• многообразие видов социального обеспечения;
• участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую формы социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

Вам будет интересно ==>  Проездные билеты волгоград дляпенсионеров

Примером может служить решение вопроса о праве военнослужащих на получение (дополнительно к пенсии за выслугу лет) страховой части трудовой пенсии по старости при наличии страхового стажа (чаще всего военнослужащий приобретает его после отставки). При работе по трудовому договору у бывших военнослужащих накапливается не только страховой стаж, но и на персонифицированных лицевых счетах — отчисления работодателей. До 2008 г. страховой стаж таких граждан никак не отражался на размере их пенсионного обеспечения. Существовал лишь единственный вариант «привести в действие» их страховой стаж — перейти с военной пенсии на трудовую пенсию, выплачиваемую за счет средств обязательного пенсионного страхования. Однако этот вариант оставался неиспользованным, поскольку размер первой пенсии выше второй. Получать две пенсии из разных финансовых источников они не имели права. О несправедливости такого положения дел неоднократно специалистами в области права социального обеспечения.

Объединение дел, связанных с пенсионным обеспечением, в приведенные выше группы споров дает возможность обратить внимание на особенности рассмотрения и разрешения дел данной категории, служит целям обобщения судебной практики, выявлению причин пенсионных споров. Последнее особенно важно для определения тех правовых норм, которые требуют изменения и дополнения.

2021 Судебная Защита Прав Граждан На Социальное Обеспечение

«полномочия, предоставленные суду, превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов» . Важно также, что судебная практика позволяет выявлять системные проблемы правового регулирования общественных отношений.

Учитывая, что при осуществлении мониторинга правоприменения используется практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов, по нашему мнению, необходимо внести изменения в подпункт «а» ст. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [114] , включив в данную норму также положение, которым придать обязательный характер анализу и использованию федеральными органами исполнительной власти — разработчиками проектов нормативных правовых актов — практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов в области правоотношений, которые будут урегулированы принимаемым нормативным правовым актом.

Государственные органы субъектов РФ вправе расширять круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень оснований ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения бесплатной юридической помощи еще раз подчеркивает социальную направленность государства, и поддержание гарантий права на социальное обеспечение. Данное направление развития государственной системы по расширению круга граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь видится не только перспективным, но и необходимым в целях осуществления государством функций социального государства.

Таким образом, важным направлением реформирования государственного социального страхования является создание финансово-устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств. В целях повышения эффективности социального страхования необходимо обеспечить исключение из системы социального страхования все нестраховые платежи, или осуществлять финансирование расходов за счет федерального или иных бюджетов в полном объеме согласно потребности граждан [10, с. 40]. Так же необходимо повысить эффективность администрирования доходов и расходов. В настоящее время нормы, что содержатся в законодательстве о социальном обеспечении, не полноценным способом обеспечивают в полной мере защиту прав граждан на социальное обеспечение, а именно права граждан на достойный уровень жизни. Это обусловлено противоречивостью и неоднозначностью принимаемых нормативно-правовых актов, постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, и это допускает возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую формы социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

Вам будет интересно ==>  Всякая Власть Предполагает Минимум Права Всякое Право Минимум Власти

Предмет права социального обеспечения — прежде всего отношения материального характера — собственно обеспечительные отношения, возникающие между гражданами и уполномоченными органами по поводу реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения (пенсию, пособие, услугу и так далее). Производными от материальных отношений являются носящие вспомогательный характер отношения процедурные (по установлению юридических фактов) и процессуальные (по рассмотрению споров).

Крыскина И. В. Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9860/ (дата обращения: 06.03.2020).

Защите субъективных прав, свобод и законных интересов посвящено немало исследований, проводимых представителями науки в самых различных отраслях права. Тем не менее вряд ли можно говорить о том, что данное правовое явление и составляющий его содержание инструментарий достаточно полно исследованы в праве социального обеспечения, нормы которого регулируют одну из самых конфликтных сфер общественных отношений, где сталкиваются финансовые и иные интересы государства и конституционные права граждан на социальное обеспечение. Более того, ни один нормативный правовой акт по праву социального обеспечения, в отличие, например, от гражданского и трудового права, не содержит перечень способов защиты прав и свобод граждан в рассматриваемой области.

Специфические способы защиты прав социального обеспечения

В зависимости от вида социального обеспечения все споры можно подразделить на споры, возникающие из правоотношений по поводу денежных выплат по системе социального обеспечения и споры, возникающие из правоотношений по поводу социального обеспечения в «натуральной форме».

Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно из фундаментальных начал российского права, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировке ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Данное право является важнейшим элементом правового статуса граждан в целом и представляет собой одну из основных гарантий защиты прав человека в сфере социального обеспечения. 6

Суд в праве социального обеспечения

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из направлений, одновременно являющимся и механизмом социальной защиты, и правом на судебную защиту права на социальное обеспечение является формирование и развитие в нашем государстве института квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи. Развитие указанного института связывается с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8], который заложил фундамент для формирования негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. Развитие бесплатной юридической помощи в России показывает рост количества видов бесплатной помощи малоимущим гражданам, а также количества субъектов, которым она оказывается – помимо сферы социального обеспечения она оказывается и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей.

Классификация споров по вопросам социального обеспечения по виду спорного правоотношения представляет большой интерес и может эффективно использоваться для выявления особо конфликтных групп отношений, определения причин споров и совершенствования в дальнейшем действующего законодательства.

Защита прав граждан на социальное обеспечение: отдельные аспекты судебной практики

По своему содержанию право на социальное обеспечение включает комплекс мер, которые должны приниматься государством для защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда такие граждане не могут использовать собственный труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. При этом реализация данного права осуществляется посредством предоставления гражданам различных видов социального обеспечения.

Между тем в 2015 г. в условиях прежнего правового регулирования, устанавливающего условия и порядок предоставления инвалидам путевки на санаторно-курортное лечение, сформировавшаяся практика рассмотрения судами данных споров трансформировалась не в пользу интересов инвалидов.

Ссылка на основную публикацию