Вопросы По Лужину Преступление И Наказание

Преступление и наказание Лужин

1. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» некоторую роль играет в построении сюжета. Лужин является духовным двойников Родиона Раскольникова потому, что он тоже совершил прсетупление, только нравственное. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления, в прошлом.

2.Господин Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой, потому что она бедна и беспомощна, но при этом образованна и хороша собой. Лужин — скупой человек. Лужин мечтает иметь рядом с собой жену, которая была бы ему рабски преданна. Лужин надеется с помощью Дуни завоевать себе место в более высоких кругах общества.

Вопросы по произведению «преступление и наказание»

 Лужин не может смириться с разрывом с Дуней и принимает
решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню.
Что сделал Лужин?
Чтобы скомпрометировать Соню, Петр Петрович идёт на откровенно
подлый поступок: подбросив ей деньги, он обвиняет Соню в краже.
Соня представляется Лужину серьезной помехой, оказывающей
свое влияние на Родиона, а следовательно, и на Авдотью Романовну.

Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он
сам предложил Соне сто рублей, а в присутствии свидетелей
потребовал их вернуть как украденные.
Цели его, по сути своей, были ничтожными и низкими.
Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью
и сестрой, и опорочить Соню. При этом он не чувствовал угрызений
совести. Он был уверен в своей безнаказанности.

Литературная викторина по роману Ф

12. О ком из героев романа так отозвался сам Достоевский: «При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне. Он вошел душою и сердцем во вражду к Соне, назло Раскольникову, единственно потому, что тот сказал, что он мизинца её не стоит, и с жаром говорил о её подвиге». (О Лужине).

15. «…Сухая старушонка, лет шестидесяти, с востыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.»

С помощью невесты, а в будущем – жены Авдотьи Романовны, хорошенькой, умной, обаятельной и благодарной ему вечно, Петр Петрович рассчитывал продвинуться в высшее общество. Лужин понимал прекрасно, что женщинами возможно «весьма и весьма» много выиграть. Прелестная, добродетельная и образованная женщина могла удивительно скрасить его дорогу в высший свет, привлечь к нему важных людей, создать ореол… и вот всё рушилось. «.

Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.

5. Раскольников был против брака Дуни и Лужина потому что:
а) девушка не любит Петра Петровича и выходит за него из безысходности, чтобы поправить финансовое положение семьи и помогать брату +
б) Лужин силой заставляет девушку выйти за него замуж
в) Раскольников узнал, что Лужин на самом деле нищий пьяница, а до свадьбы просто обманывает девушку

3. Какую информацию об Алене Ивановне узнал Раскольников?
а) может сразу выдать 5 тысяч рублей.+
б) была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.
в) была злой и больной старушонкой.+
г) бьёт свою сводную сестру Лизавету.
д) составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете)+
е) недостойна жить, по мнению собеседников)+

Вопросы По Лужину Преступление И Наказание

Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлых тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.

  • Что вам известно об этом герое?
  • Что необычного в его судьбе?
  • В чем своеобразие его отношений с женой?
  • Почему героя окружают двойственные, противоречивые слухи? Где, по-вашему, правда?
  • Как характеризуют его отношения с Дуней? Была ли она его последней надеждой или это иллюзия?
  • О чем свидетельствуют распоряжения Свидригайлова перед смертью: прощание с невестой, устройство детей Мармеладовых, освобождение Сони от желтого билета?
  • В чем заключается символическое значение снов Свидригайлова? Как в них сочетаются два качества: сладострастие и милосердие?
  • Почему при жажде жить он не способен найти смысл в жизни?
  • Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?
  • Почему он кончает жизнь самоубийством? Есть ли у него вера, надежа? Как он представляет будущую жизнь?
  • Был ли Раскольников близок к такому же решению, как Свидригайлов?
  • Почему его путь неприемлем для Раскольникова?
  1. О чём разговаривают Родион и Дуня? Почему Раскольников так странно относится к самым близким ему людям?
  2. Какое несчастье случается с Катериной Ивановной?
  3. Почему Свидригайлов решил помочь в организации похорон Катерины Ивановны и проявил заботу в отношении ее детей?
  4. О чем разговаривают Свидригайлов и Раскольников? Что понимает Раскольников?
  1. Узнайте персонаж по описанию: … Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать.
  2. Как ведет себя во время разговора с Раскольниковым Порфирий Петрович? О чем это говорит?
  3. Какие ощущения испытывает во время разговора Раскольников?
  4. О чем писал в своей статье Раскольников? Как эту статью понимает Порфирий?
  5. На какие две категории делит всех людей Раскольников? Чем эти категории различны?
  6. Можно ли сделать вывод на основе вопросов, заданных Порфирием Раскольникову, что Порфирий подозревает Раскольникова в убийстве старухи? Понимает ли это сам Раскольников?
Вам будет интересно ==>  Аренда Земель Мо Рф

Вопросы По Лужину Преступление И Наказание

Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.

Вот такие корыстные цели были у него по отношению к Дуне. Конечно, гордую и нравственно чистую девушку это не устраивало. Дуня первоначально хочет выйти замуж за Лужина, чтобы материально спасти свою семью. Она готова принести себя в жертву, однако ничтожный характер Лужина не смог бы ужиться с хрупкой девушкой. Дуня порывает с Петром Петровичем все отношения.

Вопросы По Лужину Преступление И Наказание

Цель:
определить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова; развивать навыки анализа сцен романа, показать их связь с проблематикой произведения; совершенствовать умения и навыки интерпретировать художественное произведение; формировать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

• В чём же заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
(Сопоставляя эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут по теории Раскольникова. Он же, общаясь с сильными мира сего, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к сильным мира сего, ему неприятны люди, живущие по его теории. Это сопоставление возвышает Раскольникова. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает её бесчеловечность.)

16. «…Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид… Широкое скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий… Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые.»

15. «…Сухая старушонка, лет шестидесяти, с востыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё… Старушонка поминутно кашляла и кряхтела.»

Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф

В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это — в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» — угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» — этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.

Вам будет интересно ==>  При Реновации Нормы Жилья В Неприватизированных Квартирах

Он действительно обладал незаурядным умом, но, прикрываясь мнимыми приличиями, он вершил свои дела, рассматривая всех людей с точки зрения выгод, которые те могут ему принести. Дуня, например, подарила бы ему тщеславие. Лужин из тех людей, которые, презрительно улыбаясь, готовы ломать судьбы даже незнакомых людей. Так, на пути к его цели, то есть обладания Дуней, встал сам Раскольников, и Лужин решил компрометировать его в глазах семьи, погубив другого человека. Вспомним, как он незаметно подсунул несчастной Соне Мармеладовой деньги, а затем публично обвинил ее в воровстве. Он расправляется со слабыми и беззащитными, потому что их так легко победить, но расправляется не насилием, а ложью и лицемерием, что в данном случае в разы хуже.

На первый взгляд может показаться, что этот человек исполнен самых благих намерений, что его поступки исполнены единственно благородством его натуры. Конечно, ведь действительно большого уважения заслуживает человек, который решился взять в жены бесприданницу, да еще и оклеветанную людьми. Безусловно, это так, но на самом деле истинные причины не так великодушны, как кажется. Лужин, обладая прагматичным и низким умом, хотел жениться именно на бедной девушке, чтобы она потом была благодарна ему всю жизнь. Он хотел возвыситься за счет чужого унижения, хотел казаться величественнее, снисходя до более, на его взгляд, слабых. На горе другого человека господин Лужин желал создать собственное величие, ведь так просто оказаться повелителем, властвуя над более слабыми. Даже самая маленькая и невзрачная мышь будет казаться великой, если поставить ее рядом с муравьем. Он только лишь подыскивал подходящую кандидатуру, которая бы позволила осуществиться его эгоистичным планам.

Преступление и наказание

В Петербург Лужин приехал, чтобы открыть адвокатскую контору,
а в обществе «обаяние прелестной, добродетельной и
образованной женщины могло удивительно скрасить его дорогу,
привлечь к нему, создать ореол…»
Но Раскольникова выступает против его женитьбы на Дуне.
Лужин пытается поссорить Раскольникова с матерью и сестрой.
На похоронах Мармеладова он незаметно сует в карман Соне
сто рублей и пытается выставить её воровкой,
однако сосед по квартире Лебезятников разоблачает Лужина,
и тот покидает поминки.
Последний раз Пётр Петрович «упоминается»в конце романа
на свадьбе Дуни.
С помощью Раскольникова Лужина позорно разоблачают.

Вам будет интересно ==>  Акт Выполненных Работ По Ремонту Квартиры

Вот последний эпизод с его участием:
Лужин молчал и презрительно улыбался. Впрочем, он был очень бледен. Казалось, что он обдумывал, как бы ему вывернуться. Может быть, он бы с удовольствием бросил всё и ушел, но в настоящую минуту это было почти невозможно; это значило прямо сознаться в справедливости взводимых на него обвинений и в том, что он действительно оклеветал Софью Семеновну. К тому же и публика, и без того уже подпившая, слишком волновалась. Провиантский, хотя, впрочем, и не все понимавший, кричал больше всех и предлагал некоторые весьма неприятные для Лужина меры. Но были и не пьяные; сошлись и собрались изо всех комнат. Все три полячка ужасно горячились и кричали ему беспрестанно: «пане лайдак! «, причем бормотали еще какие-то угрозы по-польски. Соня слушала с напряжением, но как будто тоже не всё понимала, точно просыпалась от обморока. Она только не спускала своих глаз с Раскольникова, чувствуя, что в нем вся ее защита. Катерина Ивановна трудно и хрипло дышала и была, казалось, в страшном изнеможении. Всех глупее стояла Амалия Ивановна, разинув рот и ровно ничего не смысля. Она только видела, что Петр Петрович как-то попался. Раскольников попросил было опять говорить, но ему уже не дали докончить: все кричали и теснились около Лужина с ругательствами и угрозами. Но Петр Петрович не струсил. Видя, что уже дело по обвинению Сони вполне проиграно, он прямо прибегнул к наглости.
— Позвольте, господа, позвольте; не теснитесь, дайте пройти! —говорил он, пробираясь сквозь толпу, —и сделайте одолжение, не угрожайте; уверяю вас, что ничего не будет, ничего не сделаете, не робкого десятка-с, а напротив, вы же, господа, ответите, что насилием прикрыли уголовное дело. Воровка более нежели изобличена, и я буду преследовать-с. В суде не так слепы и.. . не пьяны-с, и не поверят двум отъявленным безбожникам, возмутителям и вольнодумцам, обвиняющим меня, из личной мести, в чем сами они, по глупости своей, сознаются.. . Да-с, позвольте-с!
— Чтобы тотчас же духу вашего не было в моей комнате; извольте съезжать, и всё между нами кончено! И как подумаю, что я же из кожи выбивался, ему излагал.. . целые две недели!. .
— Да ведь я вам и сам, Андрей Семенович, давеча сказал, что съезжаю, когда вы еще меня удерживали; теперь же прибавлю только, что вы дурак-с. Желаю вам вылечить ваш ум и ваши подслепые глаза. Позвольте же, господа-с!
Он протеснился; но провиантскому не хотелось так легко его выпустить, с одними только ругательствами: он схватил со стола стакан, размахнулся и пустил его в Петра Петровича; но стакан полетел прямо в Амалию Ивановну. Она взвизгнула, а провиантский, потеряв от размаху равновесие, тяжело повалился под стол. Петр Петрович прошел в свою комнату, и через полчаса его уже не было в доме.

Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание капиталов, в делание карьеры. Выскочка, нувориш, и он по-своему ломал старую патриархальную цельность, и он себя причислял к «новым людям» и думал оправдать, свою грязную практику современными теориями, Лужин называл себя человеком, разделяющим убеждения «поколений наших».

Это господин лет сорока пяти, у него чин надворного советника (в противовес бедному студенту — брату невесты Лужина). Чин этот автоматически гарантировал в то время носителю право на потомственное дворянство, к такому господину обращались «ваше высокоблагородие». И какая же ирония, даже сатира звучала в таком обращении применительно к Петру Петровичу, который на самом деле внутренним, душевным благородством не блистал.
Здесь ярко видна разница между внешним, присвоенным извне званием, описанием, портретом и настоящей внутренней сутью, которая является разительный контраст с портретом.

Естественно, он не говорит напрямую об этом Дуне, но из его письма ей Раскольникову становится понятен ход мыслей мужчины и он проникается ненавистью к самовлюбленному и беспринципному человеку. Такое отношение к его сестре оскорбляет его и злит и становится одной из причин, из-за которой Лужин так глубоко антипатичен Раскольникову.

Но есть и еще одно объяснение неприязни Родиона Романовича к Петру Петровичу. Дело в том, что Лужин – один из двойников главного героя. В его теории «о целом кафтане» Раскольников видит отражение своей теории, по которой человечество делится на «тварей дрожащих» и «власть имущих». Лужин также проповедует эгоизм и индивидуализм, он считает, что лучше оставить себе что-то, чем поделиться этим с нуждающимся. В теории Лужина нет добра, милосердия, и Раскольников в ней, как в кривом зеркале, видит свою. Однако надо заметить: Раскольников считает, что жертвы оправдываются тем, что несут благо человечеству, а Лужин допускает свободу действий только лишь для личной выгоды, личного интереса.

Ссылка на основную публикацию