Взаимосвязбь Административного И Уголовного Процесса

Уголовный процесс ( как, впрочем, и гражданский ) самым тесным образом переплетаются с судоустройством, то есть отраслью законодательства, устанавливающей организацию судебной системы, структуру и компетенцию судов. Можно сказать, что это две стороны одной медали. Если судоустройство регулирует организационную, структурную сторону судебной системы, то судопроизводство – процедурную, или функциональную. Поэтому судоустройство и судопроизводство имеют много общего.

Уголовный процесс составляет часть правовой системы страны и международного права. О его соотношении с конституционным и международным правом уже говорилось выше. Среди отраслей внутреннего права ближе всего к уголовному процессу стоит уголовное право, которое устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет деяния, являющиеся преступлениями, устанавливает виды наказаний и иные меры, назначаемые за совершение преступлений. Уголовно-процессуальное право дает те юридические формы, в которых решается вопрос об уголовной ответственности за совершение преступлений. Таким образом, уголовно-процессуальное право создает формы применения норм материального уголовного права. Однако обе эти отрасли имеют свои предметом различные виды правоотношений. Уголовно-правовое отношение – это отношение между государством в целом и лицом, совершившим деяние, запрещенное уголовным законом. Оно возникает в момент совершения этого деяния. Уголовно-процессуальные отношения есть отношения между участниками процесса, и возникают они уже в момент получения первичных данных о совершении преступления ( заявления, сообщения и т.д. ) . Уголовно-процессуальные отношения служат средством выяснения и конкретизации уголовно-правового отношения. Вместе с тем, реализация уголовно-правовых норм не единственная задача уголовно-процессуального права. Как уже говорилось выше, процессуальная форма призвана также обеспечить защиту граждан от необоснованного обвинения и осуждения, а в случае таковых – их реабилитацию. При правильном применении она сама по себе способствует предупреждению преступлений, формированию уважительного отношения к праву.

Административный процесс

В таблице приведены основные различия между административным и уголовным процессом. Более того хочется отметить общие черты данных процессов: во-первых, административный и уголовный процесс являются неотъемлемой частью юридического процесса; во-вторых, это единство принципов (законности, языка судопроизводства, гласности, равенство всех перед законом и судом и т.д.), однако принципы получают выражение в различных формах; в-третьих, общность состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти. В-четвертых, уголовный и административный процесс осуществляется судами общей юрисдикции.

Пенсионера — основы административно-правового статуса этой категории российских граждан закреплены, например, Федеральным законом от 28.10.1998 N 163-ФЗ (с изм. от 24.12.2002) «О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета».

О СООТНОШЕНИИ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности; Право

правовых и процессуальных норм, детерминирует проблемы в вопросах квалификации правовых деликтов непосредственными субъектами провоприменения. В итоге ситуация правовой неурегулированности рассматриваемых вопросов приводит к возврату из судов административных материалов и ставит под сомнение реализацию одного из основных принципов юриспруденции — неотвратимости наказания.

Вам будет интересно ==>  Очередь На Землю Мугисо

Если в вопросах разграничения смежных составов имеется определенная ясность, то проблема тактических особенностей процессуального перехода административного производства в уголовное (или наоборот) в праве по-прежнему не урегулирована. Основы процесса, как административного, так и

б) постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу.

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством РФ. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный в соответствии с КоАП ее рассматривать и которому она адресована.

Представляется, что в ст. 6 УПК РФ термином «назначение уголовного судопроизводства» охвачены основные юрисдикционные задачи уголовного процесса, сфокусированные в соответствии с Конституцией РФ на защите прав и законных интересов личности в условиях интенсивного развития состязательности и дальнейшей демократизации формы процессуальной реализации уголовной ответственности.

Взаимодействие уголовной и административной ответственности создает материально-правовые предпосылки для взаимодействия, в свою очередь, и их процессуальных форм. Поскольку основной направленностью как уголовно-процессуальной, так и административно-процессуальной деятельности является обеспечение борьбы с правонарушениями, цели, задачи, принципы и структура уголовного процесса и производства по делам об административных правонарушениях имеют немало общего.

Аналогичная, в принципе, картина наблюдается и в соотношении основных компонентов гражданского процесса, хотя закон выделяет три параллельно существующих производства – исковое, по делам, возникающим из административных правонарушений, и особое производство. Это параллельно существующие первичные виды производств. За ними в определенной последовательности располагаются производство в кассационной инстанции, производство в надзорной инстанции и т. д.

Юридическая общность проявляется прежде всего и главным образом в том, что административный, уголовный и гражданский процессы представляют собой урегулированный правом порядок, при помощи которого достигается реализация материальных правовых норм различных отраслей права. В то же время каждый вид процесса регулируется соответствующими процессуальными нормами.

Соотношение уголовного процесса с административной и оперативно-розыскной деятельностью

Безусловно, значение темы возрастает посредством того, что с 1 июля 2002г. действует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который является венцом всей судебной реформы в нашем государстве. Многие положения закона нуждаются в осмыслении, а с учетом практики применения и в корректировке.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10 октября 2003г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2003. — № 12.

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника – кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Вам будет интересно ==>  Артек Личный Кабинет Ребенка

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

Близким к уголовно-процессуальному правуявляется уголовное право. Установить уголовно-правовое отношение и применить меры уголовной ответственности можно лишь в рамках уголовно-процессуальных отношений. Применить нормы уголовного права можно лишь одновременно с применением норм уголовно-процессуального права, причем сделать это вправе лишь субъекты уголовно- процессуальных отношений.

Уголовный процесс как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих производство по уголовным делам. Предметом уголовно-процессуального права являются те общественные отношения, которые возникают в процессе рассмотрения и разрешения уголовного дела. Методом уголовно-процессуального права является процессуальное регулирование определенных отношений,так как уголовно-процессуальное право является процедурным правом. Уголовный процесс как отрасль права является составной частью системы российского права.

Соотношения административного процесса с уголовным и гражданским процессом

б) постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу.

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством РФ. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный в соответствии с КоАП ее рассматривать и которому она адресована.

Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями российского права: гражданским, семейным, жилищным, трудовым, административным, уголовно-процессуальным

· третьи лица — это такие лица, участвующие в деле, которые вступают в уже начатый процесс. В зависимости от характера заинтересованности они делятся на две группы — третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований.

В качестве оснований возникновения, изменения, прекращения и иной динамики гражданских процессуальных правоотношений выступают юридические факты. Процессуальные юридические факты имеют определенную специфику. Преимущественно таковыми являются процессуальные действия суда и лиц, участвующих в деле.

Взаимосвязбь Административного И Уголовного Процесса

д) Конституция Российской Федерации (п.«т» ст.71), федеральные законы от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др. создали необходимую правовую основу для регулирующего воздействия административно-процессуальных норм на соответствующие стороны осуществления государственно-служебной деятельности.

5. Административно-процессуальные нормы участвуют в регулировании отношений, складывающихся в сфере действия семейного права. Так, например, ст. 3 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что «защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства».

Вам будет интересно ==>  Ук Рсфср 144

Курс уголовного процесса

В то же время соотношение уголовного процесса и производства по делам об административных правонарушениях остается более сложным, чем иногда принято думать, причем далеко не только в аспекте административной преюдиции. Чтобы его понять, необходимо кратко проследить исторический генезис развития концепции «административных правонарушений» (в материально-правовом и процессуальном плане).

Но здесь возникла другая опасность: полное забвение уголовно-правовой природы так называемых «мелких» или «административных» правонарушений, что было чревато, с одной стороны, риском утраты фундаментальных гарантий прав личности, а с другой стороны — непомерным разрастанием «административно-уголовного права» и полным размыванием его границ. В Европе этого не произошло во многом благодаря деятельности Европейского суда по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ), который в ряде важнейших решений (например, дело Оцтюрка против Германии — решение ЕСПЧ от 21 февраля 1984 г. и др.) напомнил, что любые «административные правонарушения» остаются частью уголовного права в широком смысле или, используя примененную ЕСПЧ терминологию, частью «уголовно-правовой сферы» (criminal matter или matierepenale). Иными словами, государство вправе декриминализировать и вывести за границы формального уголовного права определенные деяния, терминологически обозначив их, как ему угодно, но при этом оно обязано сохранить при производстве по ним всю полноту классических уголовно-процессуальных гарантий, закрепленных, в частности, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (презумпция невиновности, право на защиту, право на обжалование и др.).

Уголовный процесс и производство по делам об административных правонарушениях

Современные требования, предъявляемые в частности ЕСПЧ, вынудили законодателя максимально насытить производство об административных правонарушениях принципами и институтами, всегда считавшимися по своей природе уголовно-процессуальными(презумпция невиновности, право на защиту, защитник, расследование и др.). Однако уголовный процесс и производство по делам об административных правонарушениях, будучи все более похожи друг на друга, пока еще развиваются в России параллельно, т.е. в качестве двух автономных и не зависящих друг от друга видов процесса.

Поскольку уголовный процесс представляет собой единственно допустимую форму реализации норм уголовного права, то лежащая на нем целевая нагрузка обусловлена необходимостью справедливого разрешения по существу уголовно-правового спора (о преступлении и наказании) и ничем иным.

Понятия уголовного процесса и уголовно-процессуального права не идентичны. Если уголовный процесс — это деятельность участвующих в нем органов и лиц, вступающих между собой в правовые отношения, то уголовно-процессуальное право есть совокупность правовых норм, регулирующих эту деятельность, а также правовые отношения, возникающие в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальная деятельность имеет пространственно-временные границы. Следственные действия (за исключением осмотра места происшествия) м/производиться только после возбуждения уг. дела и до окончания предварительного расследования. Оперативно-розыскные мероприятия м/проводиться и до возбуждения уг. дела, и в ходе следствия или дознания, и в ходе судебного разбирательства. Согласованное применение следственных действий и оперативно-розыскных мер обеспечивает успешное выполнение правоохранительной функции гос-ва.

Ссылка на основную публикацию