Актуальные Проблемы Уголовно-Исполнительное Законодательство России И Проблемы Его Совершенств Из Чего Состоит С Момента Вступления

Демократические основы пенитенциарной системы России. Гласность в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Привлечение общественности к исправлению осужденных. Обеспечение условий для использования лицами, отбывающими наказание, свободы совести, вероисповедания, переписки, права на юридическую помощь и другие права и свободы.

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1975). Констатация в уголовно-исполнительном законодательстве требований о строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Отмена в законодательстве жестких элементов излишней тюремной атрибутики при исполнении наказания в виде лишения свободы. Внедрение гуманистических начал обращения с осужденными.

При этом особая общественная опасность этой идеологии заключается в том, что она действует не только в мире профессиональных преступников и рецидивистов, принадлежащих к отрицательно настроенной части осужденных, но она распространяется далеко за пределы исправительных учреждений, растлевает самих сотрудников УИС, формируя у них моральные и поведенческие качества, аналогичные качествам отрицательно настроенных осужденных. Общеизвестен феномен «АУЕ» — молодежной субкультуры, почитающей воровскую идеологию и поведенческие стереотипы отрицательно настроенной части осужденных. Эта субкультура «выросла» именно из воровской блатной идеологии и распространила свое влияние на наименее психологически и социально защищенную прослойку общества — подростков и детей, влияние социума и общества на которых минимально.

Парадокс поставленной проблемы заключается в том, что на серьезном научном уровне она даже не обсуждается, хотя воровская и блатная идеология, блатное «миропонимание» как взгляд на жизненный уклад со стороны профессиональных преступников, для которых преступление не есть случайность, но есть целенаправленный способ получения средств к существования, принцип жизни и является не эпизодически совершенным, но представляет собой систематическую деятельность как образ жизни и склад мыслей, пронизала собой все слои жизни, начиная от пенитенциарной системы, заканчивая общероссийским телевидением, героизирующим «воров в законе», профессиональных преступников и рассуждающим в категориях «блатных» и воров. Все как бы игнорируют эту проблему, не уделяя ей должного внимания, и на серьезном научном уровне она была изучена лишь В. Шаламовым в его «Колымских рассказах» [6]. Современный подход к этому вопросу не включает в себя изучение такого образа жизни, жизненного уклада и всей системы соответствующих воровских ценностей, но допускает лишь упоминание «блатной романтики», которая, по мнению некоторых исследователей, препятствует исправлению осужденных и приводит к совершению преступлений ранее не совершавшими преступлений лицами. Подобный подход следует признать поверхностным и легкомысленным, граничащим с наивностью.

Актуальные проблемы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации на современном этапе

Отмечая бесспорные достоинства Уголовно-исполнительного кодекса РФ, необходимо отметить, что настоящий нормативный акт не лишен погрешностей, в нем имеются определенные недочеты, пробелы и противоречия. Несовершенство уголовно-исполнительного законодательства, на наш взгляд, заключается уже в том, что наряду с Основным законом, регламентирующим процесс исполнения (отбывания) уголовных наказаний, наличествует множество ведомственных нормативных актов, конкретизирующих его основные положения, что создает определенные трудности для правоприменительной деятельности.

Определение режима в исправительных учреждениях и условий отбывания наказания в главах 12 и 13 УИК РФ приводит к мысли, что это разные правовые явления и условия отбывания наказания, как это утверждалось ранее в науке, не входят в содержание режима. Условия отбывания наказания — это содержание наказания (кара), и они заключаются в том, что осужденному разрешается расходовать определенную сумму денег, находящихся на его лицевом счете, иметь определенное число краткосрочных и длительных свиданий в течение года, получать определенное количество посылок, бандеролей, а также проживать в общежитиях или камерах и т.п. (глава 13 УИК РФ). Порядок же реализации условий отбывания наказания, то есть режим, регламентируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Общие положения Правил регламентируют и конкретизируют вопросы деятельности учреждений, чтобы создать наиболее благоприятные возможности для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

Осуждённые имеют право на оплачиваемые трудовые отпуска по истечении 11 месяцев работы в ИУ. Продолжительность отпуска осуждённого законодатель ставит в зависимость от его возраста, состояния здоровья, характера выполняемой работы, а также местонахождения ИУ. Осуждённым, отбывающим наказание в ВК, предоставляется ежегодный трудовой отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Осуждённым, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим производственные задания на тяжёлых работах, а также занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осуждённым, являющимся инвалидами первой и второй группы, осуждённым мужчинам старше 60 лет и осуждённым женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осуждённым — до 24 рабочих дней. Остальным категориям осуждённых ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск на 12 рабочих дней (без учёта праздничных дней и выходных дней).

Вам будет интересно ==>  Наложение Дисциплинарного Взыскания С Последующим Увольнением

На администрацию в свою очередь возлагается обязанность привлекать осуждённых к общественно полезному труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, что значительно осложняет задачу сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест в современных условиях.

Современные проблемы качества уголовно-исполнительного законодательства РФ Текст научной статьи по специальности; Право

Нам же представляется, что цель восстановления социальной справедливости объективно, почти в полном объеме достигается на стадии исполнения уголовного наказания, преимущественно через реализацию карательной функции режима и отраслевой принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Поэтому указанная цель должна быть закреплена в качестве основной и в уголовно-исполнительном кодексе РФ. Данной точки зрения придерживается Э.Т. Тенчов, который отмечает, что если цель восстановления социальной справедливости «сформулирована государством и отражена в Уголовном кодексе, то она не может игнорироваться в процессе исполнения и отбывания уже назначенного судом того или иного наказания» [2, с. 34].

Для устранения отмеченных недостатков, по авторитетному замечанию крупного специалиста в области уголовно-исполнительного права В.И. Селиверстова, необходимо четко соблюдать приемы законодательной техники, что будет способствовать повышению качества законотворческой работы. Это возможно сделать путем внесения необходимых изменений и дополнений, а при запущенных стадиях «некачественного законотворчества» — с помощью принятия

Ряд статей Т.Н. Уторовой и Н.В. Кузнецовой посвящены отдельным специализированным уголовно-правовым отношениям. Так, в своих исследованиях Т.Н. Уторова анализирует проблемы наказания за преступления в сфере миграции. Автор обращает внимание на тенденцию ужесточения наказаний за исследуемые преступления, излишнюю суровость санкций: все они без исключения содержат лишение свободы; отмечает недостаточную дифференциацию уголовной ответственности и наказания за преступления в сфере миграции. Автором также рассмотрены проблемы уголовно-правовой квалификации деяний в это сфере. В материалах исследования Н.В. Кузнецовой рассматриваются особенности уголовных наказаний, предусмотренных за совершение контрабанды в некоторых странах – членах СНГ и отдельных государствах Европейского союза, отмечается широкий разброс законодательной оценки степени общественной опасности контрабанды, видов и сроков наказаний за ее совершение; указывается на близость уголовного законодательства стран СНГ и России в регулировании рассматриваемых отношений, в том числе относительно вида и размера наказания за совершение контрабанды.

Серия статей посвящена отбыванию наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными. В частности рассмотрены вопросы применении к несовершеннолетним уголовного наказания в виде обязательных работ, реализации механизма оставления в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия.

Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Цель предупреждения совершения новых преступлений реализуется по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное предупреждение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режима). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюдением им порядка и условий отбывания назначенного наказания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.

3. Объект уголовно-исполнительных правоотношений – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. В качестве объектов конкретных уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать отдельные блага (например, свидания осужденных к лишению свободы, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения и т.п.).

  1. принятие профильных целевых программ;
  2. внедрение в законодательство и судебную практику альтернативных лишению свободы наказаний;
  3. перепрофилирование большей части учреждений уголовно-исполнительной системы в тюрьмы;
  4. создание новых колоний-поселений;
  5. формирование сети центров социальной адаптации бывших заключенных.

Совет Федерации в порядке законодательной инициативы в июле 1999 года внес в Государственную Думу законопроект, предусматривающий существенную корректировку карательной политики в сторону гуманизации в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также отбывающих наказание в виде лишения свободы.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

УК РФ претерпел ряд значительных изменений и дополнений, чтобы исправить первоначальные недостатки, а также в связи с новыми явлениями в общественных отношениях, в том числе и в сфере криминальной деятельности. Однако, необходимо заметить, что явная авторизация процесса правотворчества в области уголовного законодательства на текущий момент вызывает беспокойство уже сама по себе, умалчивая о ее институциональной и обстоятельной функциональности. За последние 5 лет на уголовно-правовую политику наибольшее влияние оказали члены Парламента Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. По инициативе Верховного суда РФ принято наименьшее количество путем внесения измений в уголовный кодекс федеральных законов.

Сегодня, когда информационные технологии и их использование в значительной ступени играют не последнюю роль в жизни граждан, в случае совершения резонансного преступления появляется большая общественная оценка ситуации. Специфика такой обусловленности заключается в том, что гражданское общество призывает внесения изменений в действующее уголовное законодательство, в большинстве случаев посредством ужесточения наказания за совершаемые деяния и введения новых составов преступлений. Так, например, создана петиция ужесточить наказания за преступления против детей, а также пересмотреть нынешнюю систему работы органов опеки и попечительства, сроков и условий лишения граждан РФ родительских прав.

Вам будет интересно ==>  Какой Возраст Считается Несовершеннолетним В России

О некоторых проблемах в деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на современном этапе

Нечто подобное происходит и в современной России. Происходящие в стране политико — экономические и иные процессы также способствуют резкому расслоению общества на бедных и богатых, ведут к падению морали и нравственности, росту всех форм преступности и резкому возрастанию числа лиц, направляемых в пенитенциарную систему. Современная УИС практически не справляется с резко возросшей нагрузкой. И это, несмотря на достаточно разветвленную систему уголовно- исполнительных органов и учреждений. Так, «по данным на 1 января 2010 года в учреждениях УИС России содержалось 864 тыс. человек: в 775 исправительных колониях отбывало наказание 723,9 тыс. человек; в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, содержалось 131,4 тыс. человек; в 7 тюрьмах отбывало наказание 2,8 тыс. человек. В 40 учреждениях содержалось 69,1 тыс. женщин. Анализ происходящих в России социально-политических, экономических и иных процессов, оказывающих влияние на формирование УИС, позволяет выделить основные проблемы в деятельности УИС на современном этапе, без решения которых невозможно их дальнейшее реформирование.

Современная реформа пенитенциарной системы — далеко не первая в России. Сходные политико — экономические процессы происходили в Российской империи во второй половине ХIХ века[4]. Это также сопровождалось ростом преступности, резким увеличением числа лиц, осужденных к лишению свободы. А увеличение числа арестантов вело к переполнению тюрем. Государство, создавая тюремную систему, исходило из медленного ежегодного прироста преступности. Резкое увеличение потока осужденных во второй половине 70-х гг. ХIХ в. привело к тому, что российская пенитенциарная система оказалась не готова к приему возросшего числа осужденных[5].

Актуальные проблемы уголовной ответственности

Уголовная ответственность представляет собой основанную на нормах настоящего Закона обязанность лица, чья виновность в совершении преступления доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившем в законную силу приговором суда нести ответственность перед государством и обществом и претерпевать неблагоприятные последствия за свои преступные деяния.

Мы считаем необходимым обратить внимание на освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Мы склонны полагать, что такое условие освобождения от уголовной ответственности, в том виде, в котором оно изложено в настоящее время, не вполне соответствует доктринальному принципу неотвратимости уголовной ответственности. В этой связи представляется целесообразным исключить упомянутое положение из Уголовного кодекса РФ в целях обеспечения неотвратимости уголовного преследования и назначения справедливого уголовного наказания.

Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Общей направленностью Закона на дальнейшую гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний пронизано большинство изменений норм Общей части УИК РФ. В первую очередь это касается расширения прав осужденных. Так, второе предложение ч. 2 ст. 12, в котором содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужденными, дополнено словами «или взысканию». Подобная редакция не только в большей мере соответствует формулировке ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и гарантирует, что теперь и дисциплинарные взыскания, налагаемые на осужденных, могут применяться только в строгом соответствии с Законом. Статья 12 УИК РФ также дополнена ч. 6.1, закрепляющей право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Тем самым на законодательном уровне урегулировано фактическое положение, которое сложилось в местах лишения свободы после создания полноценной психологической службы УИС. При этом предписание закона о том, что участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, является важным условием соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.

В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Это требует отчетливого и своевременного закрепления их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве. Правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля закон наделил Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдательных комиссий, для чего внесены соответствующие изменения в ст. 24 УИК РФ.

Актуальные Проблемы Уголовно-Исполнительное Законодательство России И Проблемы Его Совершенств Из Чего Состоит С Момента Вступления

Применение технических средств надзора и контроля преследует три цели: 1) предупреждение преступлений со стороны осужденных к принуди­тельным работам и ограничению свободы; 2) предупреждение нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ и ограничения свободы; 3) получение необходимой информации о поведении осужденных к ограничению свободы. Таким образом, технические средства контроля и надзора могут применяться только в отношении двух категорий лиц: осужденных к принудительным работам (ст. 60.19 УИК РФ) и ограниче­нию свободы 461 . Целесообразно, на наш взгляд, этот вид контроля распро­странить на всех осужденных, состоящих на учете в УИИ, которые имеют судимость за ранее совершенное умышленное преступление, ранее неодно­кратно судимых, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, допускаю­щих административные правонарушения и имеющих предупреждения, кото­рым продлен испытательный срок или возложены дополнительные ограни­чения по представлению УИИ, так как указанные категории осужденных наиболее часто совершают повторные преступления.

Вам будет интересно ==>  Подъёмные фельдшера 2021

Необходимо более подробно регламентировать вопросы о субъектах общественности, основных направлениях, формах и методах их деятельности в сфере исполнения наказания, повышении эффективности социальной, ме­дицинской, правовой и иной помощи лицам, освободившимся из мест лише­ния свободы, восстановлении ими утраченных и нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции в обще­ство, профилактики рецидивной преступности.

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

10 Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. Создание и правовое регулирование деятельности исправительно-трудовых лагерей. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. Система ГУЛАГа в е гг., ее место в государстве и влияние на общество. Реорганизация деятельности исправительно-трудовой системы в середине 50-х начале 60-х гг. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. и республиканские исправительно-трудовые кодексы. Общая характеристика и значение ИТК РСФСР 1970 г. Совершенствование законодательства об исполнении уголовных наказаний в е гг. Положения о порядке и условиях исполнения в СССР и РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных. Расширение предмета исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права и предпосылки его новой кодификации. Социально-политические, конституционные, международные и уголовно-политические факторы формирования нового уголовно-исполнительного законодательства. Разработка проектов, обсуждение и принятие Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1996 г. Изменение ведомственной подчиненности уголовно-исполнительной системы в гг. Направления и проблемы дальнейшего реформирования правовых основ и организации исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительной системы. Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 г. *** В истории отечественного уголовно-исполнительного (пенитенциарного, исправительно-трудового) законодательства можно выделить три основных социально-политических периода. Это досоветский период (пенитенциарная система царской России), советский период (общесоюзное и республиканское исправительно-трудовое законодательство) и постсоветский период (уголовно-исполнительное законодательство и уголовно-исполнительная система России с 1992 г. и по настоящее время). В свою очередь, в каждом из упомянутых периодов существует ряд этапов, определяемых в первую очередь кодификациями законодательства. 10

26 Раздел 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 26 Тема 7. Исполнение уголовного наказания в виде штрафа Правовое регулирование исполнения штрафа. Обращение приговора к исполнению. Добровольная и принудительная уплата штрафа. Рассрочка и отсрочка уплаты штрафа. Замена штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Порядок и условия принудительного взыскания штрафа в качестве дополнительного наказания. *** Изучение данной темы следует начать с ознакомления со ст. 46 УК РФ, определяющей содержание и пределы наказания в виде штрафа. Нужно обратить внимание на то, что в соответствии с изменениями УК и УИК РФ гг. изменен порядок исчисления штрафа и порядок его взыскания. Ныне в Уголовном кодексе предусмотрены три способа расчета штрафа: 1) в абсолютной сумме (от 5 тыс. до 5 млн руб.); 2) в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет; 3) в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Для несовершеннолетних пределы штрафа ниже: от 1 тыс. до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода виновного за период от двух недель до шести месяцев (ст. 88 УК). Кроме того, ч. 2 ст. 88 УК определяет, что штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или законных представителей с их согласия. Хотя закон устанавливает обязанность осужденного уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу, Уголовно-исполнительным кодексом предусмотрена возможность рассрочки уплаты штрафа по решению суда на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 31 УИК). Кроме того, ч. 2 ст. 398 УПК РФ допускает отсрочку уплаты штрафа на срок до трех лет, если его немедленная оплата является для осужденного невозможной. Правовые последствия злостного уклонения от уплаты штрафа определены ст. 32 УИК РФ и в ч. 5 ст. 46 УК РФ. Злостно уклонившимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный срок. В этом случае штраф заменяется

Наряду с изложенным, ЕСПЧ сформулировал еще один важный вывод: факт признания в преступлении, совершенном в результате подстрекательства, не устраняет ни самого подстрекательства, ни его последствий. Поэтому не может быть признан обоснованным тот аргумент, что, т. к. вина заявителя установлена, вопрос о наличии какого-либо внешнего влияния на него не имеет значения.

Разумеется, ЕСПЧ не использует сам термин «обстоятельство, исключающее уголовную ответственность», но такое значение «действий тайных агентов публичной власти, представляющих собой подстрекательство к совершению преступления», вытекает из формулируемых им выводов, основанных на толковании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [70] (далее — Конвенция).

Ссылка на основную публикацию