Анализ Эпизода Убийство Старухи Процентщицы Преступление И Наказание

Прежде всего, стоит вспомнить, как Раскольников решился на этот шаг. Он не сам пришёл к нему, а подслушал слова студента, стоящего рядом и разговаривавшего с товарищем, об убийстве и его выгоде: «Одна смерть и сто жизней взамен ‒ да ведь тут арифметика!». Эти слова сильно взволновали Родиона, но нашли отклик в его душе. Он был такого же мнения, и слова студента для него были будто «предопределение», «указание» действовать, реализовать то, что он уже задумал.

Одна из таких идей вселилась в душу петербургского студента Родиона Романовича Раскольникова. Эта теория заключалась в том, что люди делились на тех, кто безропотно подчинялся новому порядку и восставал против него. Человек обладал силой, сравнимой с Божьей, и был вправе вершить судьбы людей, нарушать закон, быть с Богом наравне. Можно жертвовать сотнями, чтобы спасти тысячи…

1. Чувства Раскольникова до убийства. С одной стороны может показаться, что Раскольников хладнокровно планирует убийство старухи. Он делает петлю для топора из старой рубашки. Прошивает эту петлю, чтобы было надежнее. Нитки и иголку готовит заранее. Делает подобие «заклада» — вещи, которую он собирается заложить у процентщицы.

Завязывает дощечки в белую бумагу и завязывает ленточкой. И все это заготавливает заранее, за месяц до убийства. Но какие мысли бродят в голове героя романа до совершения убийства? До того, как он стал думать о преступлении произошло несколько событий. Это и история Сонечки Мармеладовой. Это и письмо от матери о Дунечке, которая готова продать себя, чтобы помочь семье выбраться из нищеты. Раскольникова гнетет мысль о том, что огромное количество хороших и добрых людей вынуждены страдать за других, быть «униженными и оскорбленными». И вот он начинает думать о мерзкой старухе, от которой идет только зло всем окружающем людям, которая заставляет их еще больше страдать. И в нем возникает мысль: «что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней. Одна смерть – и сто жизней взамен!» Ему кажется и он утверждается во мнении, что зло возможно, если оно может принести добро другим людям. Достоевский гениальный писатель — он еще в 19 веке чувствовал, что будет через полвека, уже в веке 20. Люди как раз и начнут решать эту проблему: может ли зло принести добро. Было сказано в одном романе 30-х годов («Вся королевская рать», Роберт Уоренн) «Ты должен сделать добро из зла потому, что его больше не из чего сделать». Писатель показывает, что ничего из этого не получается и все заканчивается трагедией. И в это же время, уже в реальности, в Германии, пытались создать счастье для своей нации за счет других, тоже из зла попытались сделать добро и пришли к фашизму и уничтожили десятки миллионов людей. Достоевский показывает, что герой соглашается с эти тезисом, убеждает сам себя в своей правоте. Он до последнего момента не был уверен, что он пойдет на преступление. И вот, после месяца раздумий Раскольников идет делать добро из зла. 2. Чувства во время убийства. Достоевский подробно описывает, как произошло саму убийство. У меня возникает чувство, что Раскольников здесь действует как хладнокровный и расчетливый убийца, хотя и находится в сильном волнении. Но он все просчитывает, хладнокровно срезает ключи, находит золото. Потом отмывает топор и руки, осматривает и вытирает одежду от пятен крови. Кажется, он смог совершить преступление и стать выше всяческих нравственный терзаний. Но тут появляется Лизавета и Раскольников убивает ее. Мне кажется, что убийство Лизаветы наиболее сильно показывает порочность мыслей Раскольникова. Ведь ему пришлось убить именно ту, из «униженных и оскорбленных», ради счастья которых он и пошел на убийство. Все его теории сразу же разваливаются — он убил невинную! Убийство Лизаветы нельзя ничем оправдать. Только нелепой случайностью. Но это не случайность, все закономерно. Именно в этой сцене Достоевский и показал что из зла можно сделать только зло. Я думаю, что «наказание» для Раскольникова наступило сразу же его «преступлением» — в момент убийства Лизаветы. Все его теории счастья за счет жизни других оказались ложными и преступными. Дальше он действует как автомат — выжидает, идет домой и ложится спать. 3. Чувства после убийства. После убийства душу Раскольникова раздирают муки совести и страх перед разоблачением. Но не это главное в его терзаниях. Видимо, он не понял и по прежнему считает, что его теория верна. Что можно сделать добро из зла и недостойные люди могут быть убиты. А все так плохо произошло из-за того, что он не смог, “не переступил, на этой стороне остался”» оказался «тварью дрожащей». «Чем, чем, — думал он, — моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так. странною.» Он так и не понял своего преступности своего поступка. И уже только в конце он приходит к мысли, что его преступление было бессмысленным злом, которое может породить только зло. Только появление Сони Мармеладовой рядом с ним в тюрьме и мысли о религии дали ему надежду на духовное возрождение.

Вам будет интересно ==>  Инфразвуковой Излучатель На Шумных Соседей

Родион не может в себе носить столь тяжелый груз, решаясь рассказать о своем страшном грехе Соне Мармеладовой, занимавшейся «непристойной работой» ради того, чтобы прокормить отца, мачеху и троих её детей. Герой нашел в ней родственную страдающую душу, понимая, что только она сможет его понять. Придя домой к Соне, спустя неделю после убийства, Раскольников поведал детали убийства старухи.

Накануне Раскольников взял в столовой топор и приготовил уловку для старухи. Он пришел к ней как обычно. Когда Алена Ивановна отвернулась, он задней частью топора прорубил ей голову. Острие было направлено на него. Это очень символично, ведь Родион убил не старуху, а себя, свою душу.

Раскольников убивает старуху-процентщицу

Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь. На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь. Он еще сомневался в своем решении, но позвонил к процентщице. Дверь открыли не сразу: подозрительная хозяйка прислушивалась, — но после третьего звонка запор сняли.

Он долго стоял у двери и прислушивался. На лестнице раздались шаги. Раскольников вложил топор в петлю и, притворив дверь в квартиру, неслышно закрыл ее на запор. Незваный гость, тяжело отдышавшись («Толстый и большой, должно быть», — пронеслось в голове у Родиона), позвонил несколько раз, потом начал дергать дверь.

Отдельно стоит сказать об убийстве Лизаветы. Она изначально описывается как доброе и кроткое существо, об этом говорят и случайные прохожие в торговых рядах, встреченные Раскольниковым. Ее убийство похоже на заклание жертвенного агнца: женщина даже не закрыла себя рукой, защищаясь от топора, безропотно приняла свою долю. Устранение Лизаветы как случайной жертвы перечеркивает теорию Раскольникова и утверждает недопустимость какого бы то ни было убийства.

Вам будет интересно ==>  Перечень льгот ветеранам труда в 2021 по саратовской области

В отрывке, описывающем убийство, автор использует слова «сумасшествие», «нелепость», «отчаяние», «безобразие», сам герой спрашивает себя «С ума я, что ли, сошел?». Грабя старуху, Раскольников демонстрирует растерянность и помрачение ума — он по несколько раз вставляет неподходящий ключ в скважину, никак не может сорвать с тела убитой кошелек. Комод, из которого он планировал вынести ценности, так и не открывает. Таким образом, герой демонстрирует именно ту потерю воли, какой намеревался избежать благодаря своей исключительности.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал время и общество, которые толкают человека на совершение преступления. Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы – это результат крайнего отчаяния загнанного жизнью в угол человека.

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Вам будет интересно ==>  Адвокаты В Сфере Психиатрии Спб

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается. Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри. И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Да и сама Алена Ивановна оказывается вовсе не драконом и не богачом-угнетателем простого народа. Да, она зла, скупа, груба и корыстна, но она такой же человек, как и сам Родион, его матушка и сестра. Более того, если бы не ее «работа», многие бедные студенты остались бы без еды и крыши над головой: ведь именно ее деньгами Раскольников расплачивался за квартиру и обеды. Более того, убийство Алены Ивановны оборачивается новым убийством совсем невинной, скромной и безгрешной Лизаветы. А после этого ещё и выясняется, что она была беременна. Выходит, Раскольников оборвал три жизни, ради того, чтобы проверить свою теорию.

Ссылка на основную публикацию