Астафьев Кража Анализ

Многие эпизоды рассказа Астафьева «Кража» взяты из жизни автора. Например, когда голодный мальчишка покупает билет на фильм «Большой вальс», на случайно оказавшийся у него в руках рубль. Музыка Штрауса растопила душу ребенка и вызвала добрые, светлые слезы. На экране разыгрывалась жизнь, далекая от детдомовской. А никому не нужный мальчик сидел в зале и плакал навзрыд от счастья.

Много произведений Астафьев посвятил взаимоотношениям природы и человека. Роман «Печальный детектив», повествующий о безнравственности и беззаконии, с которым пришлось столкнуться сотруднику милиции, В. Быков назвал «криком души». Писатель, прошедший войну, неоднократно возвращался к этой теме и рассказывал о событиях тех лет. В романе «Прокляты и убиты» он разрушает сложившийся стереотип тех трагических событий.

А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный. «

Пройдет много лет, и бывший беспризорник станет «укладывать» слова на белые листы бумаги, чтобы поведать тысячам незнакомых ему людей о пережитом и перечувствованном им. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» был опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек» (окончательное название «Сибиряк»), но известность и признание к нему пришли не сразу. С 1951 года Астафьев становится литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий», печатает на страницах ее многочисленные рассказы, корреспонденции, очерки. В эти же годы он начинает печататься в пермских газетах «Звезда» и «Молодая гвардия». В Перми же вышла его первая книга «До будущей весны» (1953) и книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957), а в 1958 — роман «Тают снега».

Астафьев; Кража: главные герои и главная мысль

Относительно первых, автор практически не выделяет отдельные компоненты структуры их личности ( разве что генерал, который до службы в регистратуре занимал должность учителя каллиграфии оказался малость смекалистее — именно он предложил искать мужика). Оба пенсионера невероятно ограниченные люди: изнежены, ленивы, туповаты и без своих слуг становятся абсолютно беспомощными. Мужичок же — полная им противоположность — умеет всё или почти всё, а следовательно он нигде не пропадёт и сумеет выжить в самых трудных условиях. Помимо сего, крестьянин, как ему и положено, услужлив, нетребовательный, простой, и увы — малообразованный.

К этой повести очень много вопросов, много здесь недосказанности, намеков, прерванных внезапно действий, развитие событий без пролога и объяснений (например, почему нос все же вернулся на место?). К «Носу» по-разному относились друзья Гоголя, читатели, критики. Тем повесть и удивительна.

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В

Далекий порт Игарка далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все подручные средства.

-Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни несколько лет назад. Но остались его книги, фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и чувствах. Сейчас мы посмотрим отрывок из встречи Н.С. Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У нас есть возможность увидеть Астафьева таким, каким был он в жизни. ( Просмотр записи.)

В ряде миниатюр поднимаются экологические проблемы. Так, в миниатюре «Лес Аденауэра» писатель вспоминает о путешествии в Германию, в главке «Монблан» – о том, как с борта самолета любовался снежными вершинами Западных Альп. Примечателен сюжет миниатюры «Одинокий парус», повествующей о судьбе генерала, совершившего ратные подвиги. Однако воинская слава не радует его. Им владеет склонность к печали, тоска по рано ушедшей матери, мысли о своей жизни, которую он положил на алтарь Отечества, пожертвовав семьей, здоровьем, богатством. Таким образом, книга лирических миниатюр «Затеей» – важное произведение для понимания мировоззрения Астафьева. Она содержит ценный материал о жизни самого писателя, а главное – учит любить жизнь, как любил ее автор, помогает осознать смысл человеческого бытия.

На протяжении всей жизни Астафьев создавал и записывал лирические миниатюры, которые впоследствии составили книгу «Затеей» (1972). Само слово «затеей» обозначает зарубки, стёсы, сделанные на дереве топором или другим острым предметом. Слово это, объясняет Астафьев, известно с древних времен, но и сегодня охотники, путешественники, туристы затесями отмечают свой маршрут в незнакомом лесу. Книга состоит из семи тетрадей с поэтичными названиями: «Падение листа», «Видение», «Вздох», «Игра», «Древнее, вечное», «Последняя народная симфония», «Рукою согретый хлеб». Все они посвящены самому прекрасному из того, что есть на земле, – родной природе. Хлебные поля, северные воды Енисея, зарницы, играющие на хлебах (в народе их называют «хлебозарами»). Для писателя характерен тонкий философский взгляд на каждое творение природы. Астафьев призывает беречь вечные ценности природы, которые, в свою очередь, оберегают и нас от излишней суеты и будничных забот. Автор буквально теряется во времени, часами глядя то на бескрайние пшеничные поля, то на морское пространство. Однако примечательно, что именно красоты родной природы наиболее дороги его сердцу. Так, например, ликует и радуется его душа, когда он встречает в приморском парке среди блеска чужеземной растительности три тоненьких березки. Наряду с ценностью природы Астафьев подчеркивает высокую значимость человеческих чувств, среди которых на одно из первых мест он ставит жалость к погибающему хлебу. «Затеей» включают в себя и истории военных лет, и размышления о смысле жизни, минуты любования красотой архитектурных творений («Домский собор»), древние монастырские легенды и воспоминания об ушедших товарищах. Красота в понимании писателя неразрывно связана с музыкой: «Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которой определены природой».

Вам будет интересно ==>  Адвокатская Неприкосновенность Шпора

Строящийся город Краесветск в молодом государстве Советский Союз находится на севере, куда прибывают самые разные люди со всех концов большой страны. В результате всех глобальных перемен, многие из них лишились всего и здесь находят последний приют или по пути сюда. Дети, оставшиеся без родителей, вынужденные скитаться, уходят в преступный мир или просто бродяжничают, перебиваясь кто чем может. Из них-то и создается детдом, во главе которого встает бывший царский офицер, воевавший…

Наотмашь. Правдивая, но очень тяжелая повесть. Север. Молодой, строящийся город. Довоенный детский дом, 30-е годы XX века. Дети со страшными, искалеченными судьбами. Вроде бы, неисправимые злобные волчата, но они — дети. Они конфликтуют, переживают смерть товарища и личные трагедии, совершают преступления. А кто им поможет? И вот тут, одна из главных тем небольшой повести — Учитель. Именно так, с большой буквы. Вопреки бюрократам, вопреки всем невзгодам и трудностям, этот человек, который стал директором, вообще-то, случайно, поддерживает, учит, пытается понять, прощает и ежедневно борется за них — таких вот несовершенных и неправильных. Сильно!

Виктор Астафьев, Кража: содержание, краткая характеристика героев

Автор повести «Кража» Астафьев на грани подцензурного изобразил неприглядную сторону советской жизни. Одним из первых он откровенно написал о том голодном времени, о криминализованном обществе и жестокости подростков и рассказал о людях, прозябавших в темноте и саморазрушении.

Его волновало становление личности в нелегких условиях. Это нашло отражение в «Звездопаде», «Краже». О людях села, о впечатлениях детства, о Сибири он пишет в «Царь-рыбе» и «Последнем поклоне». Рассказы наполнены описанием деревенских забав и игр, рыбалкой, описаниями природы и встречами с необыкновенными людьми.

Претерпеть ради других, хотя страшно не хочется, но и по-другому – никак, именно такая логика движет к финальному чуду и центрального героя «Кражи», авторского двойника Толю Мазова. Пятнадцатилетний мальчишка, пожалуй, догадывается о том, что с ним происходит, говоря под конец своему приятелю: Вот и понесли крест… Правда, добавив тут же: Так пишется в благородных книгах.

Историки кино любят спорить: ходил или не ходил массовый зритель на знаменитый эйзенштейновский «Броненосец «Потемкин». Ходил, утверждают очевидцы, да не по одному разу, и вот зачем. Смотреть, как возникает вдруг в черно-белой картине красный флаг. К сплошь залитой цветным виражом плоскости кадра тогдашний зритель привык. Но чтоб отдельно взятый предмет внутри… такого действительно не было никогда. Но возвращался на картину зритель даже не за новым, неслыханным аттракционом. Нет, ему нужно было лишний раз пережить ощущение, свободное от идеологических заморочек и внятное любой живой душе: лучшее в мире ощущение чуда, творящегося на твоих глазах.

Компаративные характеристики в повести «Кража» получают не все обитатели детдома, но и по тем немногочисленным компаративным образам можно судить о снисходительном отношении автора к детдомовцам. Как артефактные, так и единичные природные компаративные образы оценочно либо нейтральны, либо сочувственны:

Такие сравнения нам представляется возможным включить в перенос «природа-человек»: они не прямо, а опосредованно относят ассоциации к миру человека. Поэтому номинации объекта сравнений лексемами, называющими естественные реалии, близкие миру человека, считаем правомерным включить в этот перенос:

Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь, что много эмоций было вложено в это произведение, множества смысла, а каждая деталь была буквально проработана.

Они не хотят возвращаться в стены детского дома, поэтому укрываться в библиотеке, где намерены провести ночь, они просто хотят забыть то, что произошло. Но на следующий день их находит участковый, который отправляет их назад в закрытые стены. И вот стены детского дома снова пропитаны ненавистью и одиночеством, дети стараются покинуть их, но теперь они не смогут этого сделать.

Вам будет интересно ==>  Проезд военных пенсионеров подмосковья на метро

Действие проходит в детском доме, по совершенно разным причинам дети находились там, у кого то родители погибли, ну а кого то просто бросили. Детский дом для детей — это некая каторга, им надоедает находиться там. Ребята решаются совершить преступление, они решили украсть деньги из кассы, из-за этого кассирша находится под следствием, ну а Ее дети отправляются в детский дом. Кассирша в ужасе прибывает в этом состоянии, и скорее всего для неё это нелепый сон, в котором она просто застряла, и вот вот она проснётся и все будет прежде. Она и Ее любимые дети рядышком.Случайным образом деньги были возвращены, кассирша в шоковом состоянии на свободе, ну а дети вернулись к своей маме. Ребята понимают, что они натворили и уже не так бьется сердце от ужаса.

Хочется поговорить о повести, название которой «Кража» автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом. Ну и ведь действительно столько эмоций вложено в неё, столько жизненной реальности.

Астафьев Кража Анализ

Краткое описание: — Формы работы: 1. Слово учителя. 2 .Сообщения учащихся — «Биография В.П. Астафьева» — «Анализ детской преступности в регионе, городе» (по материалам центральной и местной периодики) 3.Словарная работа 4. Беседа по проблемным вопросам 5. Выразительное чтение эпизодов

В.П. Астафьев рассказывает о местечке Гелати, что расположено в глубине Грузии. Здесь стоит древний собор, воздвигнутый еще Давидом – строителем в далекие времена. Собор был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. В разрывах черной копоти виднелись клочки фресок.

3.Просмотр видеозаписи встречи Н.С. Михалкова и В.П. Астафьева в селе Овсянка
-Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни несколько лет назад. Но остались его книги, фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и чувствах. Сейчас мы посмотрим отрывок из встречи Н.С. Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У нас есть возможность увидеть Астафьева таким, каким был он в жизни. ( Просмотр записи.)
— Таких людей, как В. П.Астафьев, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по- новому видеть мир, жесткая требовательность, прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности. И убедиться в этом нам помогут его книги, об одной из которых мы будем сегодня говорить.
4. Работа по теме урока. Беседа по повести
Повесть «Кража» появилась впервые на страницах журнала « Сибирские огни»(№8-9) в 1966 году. В общей сложности Астафьев работал над ней 4 года(1961-1965).
Далекий порт Игарка далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все подручные средства.
Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать еще не угасшего волнения,- ведь только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей городской судьбою. Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать долго- долго. Сегодня они забрались в местную библиотеку.
Ребята заворожено смотрят на губы своего товарища, с которых слетают слова. А теперь и слов нет, есть волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полный красоты и таинственности. И этот мир, чужой и далекий, становиться вдруг твоим собственным. И ты уже там.
А поутру следы, протопанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный.
Это об Астафьеве. Но как похожи яти беспризорные мальчишки на тех, о ком рассказывает В.П.Астафьев в повести «Кража»!
-Кто герои повести? (Воспитанники и воспитатели краесветского детского дома.)
-Как называется город, в котором происходит действие повести? (Краесветск.)
-О чем говорит такое название? (Находится на Крайнем Севере.)
-Кто жители города? ( Половина города- ссыльные заключенные и раскулаченные переселенцы, другая половина — жители вольные, приехавшие по своему желанию обживать Север, « оттаивать мерзлоту своим дыханием».)
-С какого события начинается повесть? (Смерть Гошки Воробьева.)
-Как восприняли эту смерть в детдоме? (Чтение отрывка.)
-А дальше В.П. Астафьев пишет: «детдом, где умер мальчик, где ходят злые и заплаканные маленькие люди».
-Кто же они такие, эти маленькие люди, какой злой рок привел их сюда, в стены Краесветского детского дома? (Рассказы о судьбах детей: Гошка Воробьев, Паралитик, Попик, Малышок, Борька Клин- Голова, Толя Мазов.)
-Сейчас мы говорим о судьбах воспитанников Краесветского детского дома. А сколько таких сирот было тогда разбросанно по стране?! На память приходят строки стихотворения Муссы Джалиля, написанного в октябре 1925 года, которое так и называется «Сироты». (Учитель читает отрывок из стихотворения.)
-30-е годы ХХ столетия, годы трудные и страшные. Это время сталинских репрессий,
массового раскулачивания крестьян. Именно в этом кроется еще одна причина сиротства.
— Знакомы ли вам слова репрессии, раскулачивание? ( Слова записаны на доске.) Прочитаем лексическое значение слов в словаре С. Ожегова.
Раскулачивание- лишение средств производства, права пользоваться землей и политических прав.
Репрессия — карательная мера, исходящая от государственных органов.
«Перепутало, разбросало людей по свету бурное время», — пишет Астафьев.
Мир раскололся. «Если мир расколется — трещина, прежде всего, пройдет по судьбам детей»,- считает писатель. ( Это эпиграф к уроку.)
Как никто другой понимает это директор детского дома Валериан Иванович Репнин.
-Как вы думаете, почему именно он? (Рассказ о судьбе Репнина.)
-Повесть называется «Кража». Почему?
-Когда и где произошла кража?
-Почему в доме появились Аркашка и Наташка? Что изменилось с их появлением?
-Почему Толя Мазов чувствует угрызения совести?
-Какое он принял решение, чтобы помочь малышам?
-Опасное ли дело он затеял и почему?
-Как ребята добывали деньги?
-Толя Мазов ожидал чуда. Но произошло ли оно? Вспомните тот момент, когда за Аркашкой и Наташкой пришла мать. (Чтение эпизода.)
-Что изменила кража в жизни многих детдомовцев?
-Толя Мазов не дружил с Гошкой Воробьевым. Но в финале повести ноги сами приведут Толю к Гошкиной могиле. Как вы думаете, почему?
-Какие же уроки нравственности получили воспитанники детского дома? Читая повесть, мы увидели, как родилась личность, вырос гражданин. Мы не знаем, что будет с Толей Мазовым дальше. Ведь впереди еще страшная война. Дойдет ли он до Берлина или погибнет в первом же бою, защищая Москву?
Но одно мы можем сказать точно: не отступит он перед трудностями, не спасует. И, глядя на Мазова, Валериан Иванович говорит: «С уверенностью могу сказать: пойдет прямо, напролом, вилять и дешевить не станет!»
-Как заканчивается повесть В.П.Астафьева? (Северным сиянием.)
-Почему? (Очищение, надежда на лучшее)
Звучит отрывок с описанием северного сияния, который ученица читает наизусть под звуки « Лунной сонаты» Л. Бетховен.
Заканчивается урок, и я хотела бы ваш еще раз напомнить слова Валериана Ивановича, сказанные им на Гошкиной могиле: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот. »
5.Итоги урока.
— Какие выводы вы сделали, прочитав повесть В.П. Астафьева? Чему она вас научила? О чем заставила задуматься?
6.Домашнее задание
Сочинение-миниатюра на тему: «Мои мысли и чувства после прочтения повести В.П. Астафьева «Кража».

Вам будет интересно ==>  228 Ук Рф Ч5

Задача:
1) образовательные:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.п. Астафьева;
Продолжить обучение анализу художественного текста, научить выделять главное;
2) развивающие:
Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
Воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.

Большую часть своих произведений Виктор Астафьев писал по воспоминаниям и впечатлениям. Однако его отношение ко многим событиям постепенно менялось. В январе 1986 года в журнале «Октябрь» опубликовали книгу Астафьева «Печальный детектив». Сам автор называл ее своим первым романом, забывая об опыте 1950-х — произведении «Тают снега». «Печальный детектив» перевели и издали за рубежом. Критики заметили, что Астафьев, раньше воспевавший сибирскую деревню, теперь показал ее темные стороны. Главным героем «Печального детектива» стал бывший милиционер Леонид Сошнин. На службе он получил тяжелое ранение и был вынужден выйти на пенсию. Астафьева упрекали за мрачность этого произведения: в «Печальном детективе» автор показал бюрократию и преступность начала 1980-х годов.

Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание». Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.

Страсти по «Краже»

Ну и дурной охотник! Ох и дурной! Вон куда забрался! И чего ему там надо было? Работал шофёром, так вот понадобилось, а на работе не работалось… Не хватает всё-таки отца-то доброго. Самоуправством все живут. Вот чёрт! Ну ладно, что сделаешь». (Астафьев В.П. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001», стр.42-43).

Работа по размещению «Кражи» в одном из центральных журналов продвигается сложно. Возникают проблемы и с изданием её текста отдельной книгой. Астафьев мечтает приехать в Сибирь. «Если всё уладится – летом уеду на Енисей и отдохну хоть», – делится он своими планами с земляком Иваном Степановым. (Астафьев В.П. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001», стр.61).

Ссылка на основную публикацию