В Чём Состоит Отличие Норм Административного Права От Уголовно-Правовых И Уголовно-Процессуальных Норм

УГОЛОВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. В более широком виде предметом административного права являются общественные отношения направленные на обеспечение защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Уголовно-исполнительное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнения и отбывания наказаний. Субъектами уголовноисполнительного права являются осужденный и государственные органы, и учреждения, исполняющие наказание. В данной области уголовное право формулирует понятие, цели, виды наказания, условия освобождения от наказаний и другие важные юридические категории.

Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью. Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу. Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю. При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве. Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

Под принципами трудового права понимаются закрепленные в законодательстве основные руководящие начала, отражающие содержание норм трудового права и основные направления государственной политики в сфере наемного труда и направленные на их дальнейшее развитие. В ст. 2ТК РФ закрепляются основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. К основным принципам относятся:

Вам будет интересно ==>  Величина Субсидии На Оплату Коммунальных Услуг Для Ветеранов Труда В Коми

В Чём Состоит Отличие Норм Административного Права От Уголовно-Правовых И Уголовно-Процессуальных Норм

В силу ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, которое содержит все элементы состава преступления. Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, в силу которой таковым признается виновное общественно опасное действие или бездействие, запрещенное особенной часть УК РФ. Например, ст. 105 УК РФ запрещает убийство, поэтому оно признается преступлением.

ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

Отличия административной ответственности от уголовной в законодательстве РФ

Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?

Однотипные нарушения с разным составом или, если говорить точнее, степенью тяжести. К таким видам проступков относят: хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок. В первых двух случаях играет роль масштаба совершённого деяния: мелкое хулиганство – административное наказание, а средних или крупных размеров – уголовное наказание; мелкое хищение даже не станет поводом для возбуждения дела, зато при крупных размерах оно будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, а особенно, каким способом.

Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

3) не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики;

Цели административного наказания. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Для восполнения имеющегося пробела в законодательстве правоприменителям следует руководствоваться КоАП РФ и Кодексом административного судопроизводства РФ. Учитывая предмет настоящего исследования, наибольший интерес представляют ст. 24.5 КоАП РФ «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» и ст. 128 «Отказ в принятии административного искового заявления», ст. 194 «Основания для прекращения производства по административному делу» КАС РФ. Квинтэссенция данных положений сводится к тому, что производство по делу об административном правонарушении прекращается, если имеется возбужденное уголовное дело по соответствующему факту. Однако в этом и заключается проблема взаимного исключения: основанием прекращения производства по делу об административном правонарушении является возбужденное уголовное дело, которое не может быть возбуждено, пока не окончится административное расследование.

Вам будет интересно ==>  Административная Ответственность Медработников Это

Решением проблемы усмотрения в рамках производства по делу об административном правонарушении оснований для возбуждения уголовного дела должно стать устранение правовой неурегулированности взаимообуслов-ливающего перехода одного вида процесса в другой. Положения, касающиеся оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, должны найти отражение в соответствующей главе нового КоАП РФ. В частности, в перечень обстоятельств прекращения производства по делу об административном правонарушении необходимо включить пункт следующего содержания: «усмотрение должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, оснований для возбуждения уголовного дела».

Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения

В самом общем виде административно-процессуальная норма определяется как «установленное правомочным государственным органом Российской Федерации и субъекта Российской Федерации общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти», а также при осуществлении правосудия по административным делам.

Административно-процессуальные нормы реализуются посредством их соблюдения, исполнения, применения и использования, что обеспечивает выполнение задач административного процесса. Применение и использование норм — наиболее активные формы их реализации. Применение находит свое выражение в процессуальных актах-документах (протокол об административном правонарушении, протокол заседания коллегиального органа, рассматривающего дело, постановление органа или должностного лица)1. Использование выражается в действиях, совершаемых органами или должностными лицами (административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов).

Исходя из сущности юрисдикционной концепции, процессуальному праву определяется узкий круг задач и целей, а именно: обеспечить необходимым правовым инструментарием реализацию властных полномочий соответствующих государственных органов при решении спорных вопросов, возникновении конфликтов и применении необходимых санкций, а также при оценке действий тех или иных автономных субъектов управленческих отношений.

Известно, что процессуальные нормы гражданского, административного и уголовного права обеспечивают реализацию, прежде всего, одноименных материальных отраслей. Следовательно, общность между ними заключается в том, что они регулируют отношения «предметного единства», складывающиеся в одной и той же области социально-правовой среды. Для материальных и процессуальных норм административного права таким пространством является сфера государственного управления, где реализуются многообразные функции органов исполнительной власти на всех уровнях государства.

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоя тельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Чем отличается административная ответственность от уголовной: основные сходства и отличия

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация орудия нарушения;
  • лишение права;
  • арест;
  • выдворение;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение массовых мероприятий.
Вам будет интересно ==>  Есть Ли Льготы Для Ветеранов Труда На Жд Транспорте

После того как из совершённого человеком деяния, игнорирующего установленный законом запрет, выводится степень опасности для общества, происходит дальнейшее определение, конкретной нормы закона, которую он нарушил. Это осуществляется путём установления дополнительных критериев, которыми обладает проступок гражданина: сфера права, область правоотношений, уровень его участия (прямое или посредственное), наличие умысла (совершено специально или случайно) и многое другое.

Говоря об уголовном праве, мы отклонимся от списка понятий представленного выше и начнем с уголовной ответственности.
!Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.!
Уголовная ответственность, является самым тяжелым и сложным видом юридической ответственности. Уголовная ответственность наступает за преступление.
!Преступление — виновное общественно — опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.!

Каждое преступление обладает собственным составом преступления, в которое входят такие элементы как:
— объект (на что направленно);
— объективная сторона характеризуется: внешним проявлением преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения (действие или бездействие);
— субъективная сторона: вина, мотив и цель;
— субъект (кто совершает).
Преступления бывают несколько видов:

За каждое преступление преступник несет уголовное наказание.

Содержание деятельности подавляющего большинства управленческих органов отличается именно стабильностью. Взять, к примеру, исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся. Разве практика их работы не выработала устойчивых правил деятельности этих органов? Далее, оперативность отнюдь не является причиной изменения содержания работы. Достаточно сказать, что при постоянном содержании работы органов прокуратуры одним из главных условий и требований, предъявляемых к ним, является как раз оперативность. Для органов государственного управления оперативность – важнейшее качество их работы, однако она не колеблет постоянства содержания управленческой деятельности.

Сравнивая административный процесс с гражданским и уголовным, нельзя не обратить внимание на наличие общих черт у двух последних видов процесса. «Единство уголовного и гражданского процессов в том, что у них общий предмет регулирования – это вид деятельности государственных органов, именуемый правосудием. Правосудие – центральное понятие, одинаково важное для уголовного и гражданского процессов»[138]. Эти два вида процесса сближает также присущий процессуальным отношениям элемент властности[139].

Отличие административного права от уголовного

Наконец, административно-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в сфере деятельности общественных организаций (например, общество охраны прав потребителей) и негосударственных организаций, предприятий и учреждений (частные нотариусы, аудиторские фирмы, коммерческие банки) при осуществлении переданных им государством отдельных государственно-властных полномочий.

Следует отметить, что административное право, охватывает куда больше отношений, чем представляется в начале, как правило, многие ассоциируют его с правонарушениями в области дорожного движения, но это всего лишь малая часть того что регламентирует административное право. Оно затрагивает как экологические правоотношения, так и целый ряд отношений содержащихся в особенной части КоАП РФ.
Начнем с основного понятия административного права — административная ответственность.
!Административная ответственность — это вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного проступка.!
Административная ответственность
характеризуется рядом признаков , таких как:

Ссылка на основную публикацию