Содержание
- Function(w, d, n, s, t) w n w n ||; w n
- Основания для проверки документов водителя: пункт 106 приказа 664 ГИБДД в 2020-2021 годах
- Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге
- Могут ли ГИБДД останавливать где угодно
- Остановка транспортного средства сотрудником ДПС
- Права и обязанности водителя при остановке сотрудниками ДПС ГИБДД в 2021 году
- Может ли сотрудник ГИБДД остановить без причины
Function(w, d, n, s, t) w n w n ||; w n
- Установленные нарушения ПДД;
- Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
- Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
- Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
- Привлечение водителя в качестве понятого;
- Для использования ТС в экстренных целях;
- Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
- Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
- Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
- В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
- При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
- Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
- Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);
Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.
Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.
Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2021 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.
Основания для проверки документов водителя: пункт 106 приказа 664 ГИБДД в 2020-2021 годах
К тактовым можно отнести и 106 пункт 664 приказа ГИБДД «Основания для проверки документов сотрудниками ГИБДД». Многие посчитали, что данный пункт в совокупности с п. 84 «Основания для остановки сотрудниками ГИБДД транспортных средств» существенно расширяет права гаишников по сравнению с ранее действовавшими правилами. Так это или нет, разберемся далее в статье.
Таким образом, допускается остановка автомобиля и проверка документов без каких-либо существенных причини, а в качестве профилактики правонарушения или нарушения требований, обеспечивающих безопасность на дороге. Некоторые чиновники и общественные деятели выразили полную удовлетворенность пунктом в такой редакции.
Все постановления и распоряжения представителей государственных органов выносятся публично и не относятся к секретным документам. Поэтому каждый гражданин вправе ознакомиться со всеми протоколами или постановлениями, вынесенными в его отношении. Возражения инспектора относительно такого ознакомления – нарушение конституционных прав гражданина РФ.
Порядок исполнения обязанностей сотрудниками автоинспекции прописан в Приказе МВД №185. Многие автовладельцы задают вопрос, имеет ли право представитель инспекции требовать от водителя покинуть салон машины? Сотрудник вправе попросить об этом, но выполнять просьбу или нет – право водителя, а не его обязанность.
Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге
Законодательство регулярно обновляется, и касается это не только прав и свобод граждан-автолюбителей, но и самих сотрудников полиции. Совсем недавно был обновлён Административный регламент МВД, в который было внесено большое число изменений. Что на 2021 год разрешено «ДПСникам», какие у них есть права по ограничению свобод водителей, и что им запрещено, давайте выяснять!
- проверка документов (но для проверки должны быть свои причины – они указаны ниже), в том числе на грузы,
- проведение спецмероприятий и спецопераций,
- если водитель нарушил ПДД,
- если машина похожа на ту, что числится в угоне или розыске,
- Людей нужно привлечь как понятых,
- если дальше по дороге ехать нельзя (в том числе временно – проезд кортежа, ДТП и т.п.),
- если нужно использовать транспортное средство инспектору ДПС,
- требуется помощь водителя или пассажиров.
Могут ли ГИБДД останавливать где угодно
Чтобы остановить автомобиль на дороге, инспектор ГИБДД подает особый жест. Требование для остановки может подаваться с помощью громкоговорителя, либо рукой. Кроме того, сотрудник ДПС может применять диск с красным светящимся сигналом, либо жезлом. Инспектор показывает место для остановки машины. В темное время суток сигнал подается световыми сигналами, если есть такая возможность.
- Без задержки подойти к водителю.
- Поздороваться, назвать звание, должность, фамилию, имя, отчество.
- При обращении к автовладельцу правую руку приложить к головному убору.
- Назвать причину остановки.
- Показать по требованию водителя служебное удостоверение. Не забудьте записать данные сотрудника по документу.
- Потребовать передать документы без удерживающих устройств, напомнить права и обязанности автовладельца в случае привлечения его понятым.
- Не затягивать время остановки.
- Разъяснить суть правонарушения, если оно имеет место.
Остановка транспортного средства сотрудником ДПС
2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
- уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
- уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
В первую очередь обратите внимание, что водитель должен передавать документы только сотрудникам полиции (ДПС, ГИБДД). Выше речь шла о том, что регулировщиками кроме полицейских могут выступать работники дорожных служб, железнодорожных переездов и паромных переправ. Перечисленные лица могут остановить Ваш автомобиль, но передавать им документы Вы не обязаны.
- выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
- проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.
- 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
- 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
- 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» имеет право:
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
- Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
- Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
- Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
- Необходимость использования транспортного средства (в соответствии с пунктом 37 ч. 1 ст.13 ФЗ «О полиции»).
- Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
- Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
- Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
- Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
- Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
- Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
- Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Права и обязанности водителя при остановке сотрудниками ДПС ГИБДД в 2021 году
Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и/или пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 27 Закона “О полиции”.
Запрещена остановка машины сотрудником ГИБДД на тех участках дорог, на которых она не разрешена ПДД. Исключением являются ситуации, когда остановка связана с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы жизни или здоровью другим участникам дорожного движения. Запрет правового акта не актуален также при обозначении места остановки патрульным автомобилем с включенным световым сигналом или использующим другие средства организации дорожного движения.
Обязательное предоставление ориентировок или распорядительных документов законодательством не предусмотрено. При желании можно попросить такие документы у сотрудника ГИБДД, но есть вероятность, что он откажет в просьбе, сославшись на служебную информацию.
Некоторые водители ошибочно предполагают, что инспекторы могут останавливать их только на стационарных постах. На самом деле так и было раньше согласно старому Приказу . С 2017 года этот документ отменен, и вместо него действует Приказ МВД России от 23.08.2017 №664 , утверждающий новый Административный регламент, которым должны руководствоваться сотрудники ГИБДД. По большей части многое осталось прежним, но есть некоторые правила, которые все же были изменены.
Если в ходе осмотра инспектор попросил открыть багажник, то следует уточнить, просьба ли это или требование. Просьбу инспектора водитель выполнять не обязан, а требование должно сопровождаться подготовкой протокола досмотра с участием как минимум двух понятых.
Когда у инспектора есть подозрения, что водитель находится в нетрезвом состоянии, такому водителю могут предложить пройти проверку на алкоголь. Но водитель имеет право отказаться от нее в пользу прохождения процедуры проверки в медицинском учреждении: в этом случае ему предстоит пройти медицинское освидетельствование. Право на прохождение освидетельствования может пригодиться при наличии сомнений в точности алкотестера, так как оно дает более точные результаты. Но отказ от прохождения освидетельствования приравнивается по нормам КоАП к нахождению в состоянии опьянения и грозит водителю крупным штрафом и лишением прав.
Может ли сотрудник ГИБДД остановить без причины
- оформление совершенного водителем нарушения ПДД (оно может быть установлено визуально самим инспектором или быть зафиксировано с помощью какого-либо прибора);
- наличие информации о причастности данного автомобиля, его водителя или пассажиров к ДТП или какому-либо правонарушению (информация может быть в виде официальной ориентировки, а может быть передана инспекторам устно от другого наряда ДПС);
- наличие информации о нахождении автомобиля в розыске;
- опрос водителя или пассажиров в качестве свидетелей какого-либо происшествия, привлечение их в качестве понятых, привлечение их для оказания какой-либо помощи, необходимость воспользоваться остановленным ТС;
- приостановление движения всех участников дорожного движения или обеспечение беспрепятственного проезда ТС спецназначения;
- проведение мероприятий, предупреждающих ДТП;
- устранение угрозы безопасности водителя и пассажиров останавливаемого автомобиля или угрозы безопасности, создаваемой ими;
- проверка документов.
Итак, перечень причин остановки в новом Приказе немного изменили. В оригинальном виде его можно увидеть в пункте 84 Приказа №664. Но язык законодателей запутан и наполнен канцеляризмами, поэтому в этой статье будет только краткая выжимка полезной информации.
14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними. Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.
Множество видеороликов, на которых запечатлены конфликты инспекторов с водителями, чаще всего начинаются с фразы: «Причина остановки». Сотрудники ГАИ уверены, что имеют право останавливать автомобили, чтобы проверить у водителя документы, в свою очередь последние с этим не соглашаются. Поэтому сейчас подпункт 9.1 ПДД (Водитель обязан останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде…) хотят дополнить словами «в том числе для проверки документов, указанных в пунктах 12-15 настоящих Правил».