Вредные Факторы В Работе Учителя Начальных Классов

Факторы риска труда учителя

Согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» от 1998 года: труд педагога можно отнести ко 2-й степени 3-го масса (3.2). То есть условия труда педагога характеризуются такими уровнями вредных факторов, которые вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов, появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональной патологии, возникающих после продолжительной экспозиции.

3) степень 3 класса (3.3) – это условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, влияние которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии;

Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ

  • расстояние между рядами двухместных столов – не более 0,6 м;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 0,5 – 0,7 м;
  • между рядом столов и внутренней стеной кабинета — не менее 0,5 м;
  • расстояние от последних столов до стены — 0,7 м (наружной стены – 1 м);
  • расстояние от классной доски до первых столов – не менее 2,4 м;
  • расстояние от классной доски до последних столов — не более 8,6 м;
  • удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим работы, трудовую дисциплину, а также правила поведения на территории и в помещениях общеобразовательного учреждения;
  • строго соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
  • оперативно сообщать директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу) о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников, обучающихся и окружающих, несчастном случае, принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим и доставке их в медицинский пункт общеобразовательного учреждения;
  • сообщать директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу) об ухудшении состояния своего здоровья;
  • добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
  • проходить в установленном порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности;
  • выполнять установленные нормы труда и отдыха.
  • бережно относиться к имуществу образовательного учреждения;
  • содержать свое рабочее место, мебель и закрепленное оборудование в чистоте и порядке;
  • при передвижении по территории и в помещениях общеобразовательного учреждения следует пользоваться только установленными проходами;
  • пройти обучение и знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, способы предотвращения аварийных ситуаций;
  • знать место расположения аптечки первой помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться в случае возгорания;
  • выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности;
  • соблюдать правила личной гигиены. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, курить, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте и на территории школы;
  • не допускать к выполнению работы и работе с компьютерным оборудованием, техническими средствами обучения и оргтехникой посторонних лиц;
  • знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре или иной ЧС и эвакуации.
Вам будет интересно ==>  Будет Ли Плата У Алиментов Единой Или Зависит От Зарплпты

Статья: «Здоровье педагога: факторы риска и пути их преодоления»

Новый 21 век начался в эпоху глубочайших изменений: изменилась планета, погода…, но люди внутри остались прежними. Это означает, что человек набрал определенное количество знаний, присвоил их и даже мысли не допускает, что что-то может быть по-другому, то есть человек живет и действует по старым схемам, шаблонам, программам. Появляются болезни, с которыми человечество не может справиться. Это подводит к тому, что человек сейчас должен измениться: изменить свое мировоззрение, свой образ жизни, свое внутреннее состояние. Мир подводит к тому, что ключи управлением здоровьем существуют внутри каждого из нас. Отсюда следует, что характер источника болезней не государственный, не общественный, а преимущественно личный, и лежит причина невзгод в нашем внутреннем мире. Тибетская медицина говорит, что причины наших болезней лежит в дефектах сознания. И если люди научатся грамотно взаимодействовать с окружающим миром, жить в гармонии не нарушая их законы, то они смогут избежать многих неприятностей в жизни, в том числе и болезней, неудач в делах, плохих отношений с близкими людьми, своей неудовлетворенности и неустроенности. Это почти как правила дорожного движения.

Сегодня никто и ничто не может помешать воспитателю, учителю идти своей дорогой к Истине и быть ярким примером своим воспитанникам и другим людям. Тогда преподаватель силой своего сознания, чистотой души даст возможность не просто познавать предметы от ступеньки к ступеньке, но как бы подняться и разом охватить взглядом весь горизонт и все, что находится на этих ступеньках. Тогда исчезнут те проблемы, в которых мы сейчас как бы завязли; дети будут просто учиться, потому что это станет для них интересно; вы будете просто работать, просто творить, просто жить. Философия нашей жизни тоже должна быть предельно простой: искать свой путь, сверяя его с ощущениями радости, света, легкости телесной и наполненности во всем: творчестве, работе, обыденной жизни, любви, воспитании детей.

Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. В связи с этим нам показaлась интересной тема исследования здоровья учителя.

В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-воспитательной работы в школе. Личность учителя имеет немаловажное значение для решения образовательных и воспитательных задач в учебных заведениях. Качество учебных занятий во многом зависит не только от профессиональности педагога, но и его внутреннего состояния — от физического и психического здоровья. Как известно, здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков.

Условия труда учителя: должностные обязанности по охране труда преподавателя

В обязанности преподавателя химии, помимо вышеперечисленных требований, входит выдать ученикам особою одежду (халаты), ознакомить их с инструкциями при проведении лабораторных работ, а также в течение всего процесса следить за личной безопасностью труда. После завершения урока следует убрать все реактивы, оборудование и химпосуду в лабораторию, которая должна находиться в зоне недосягаемости для учащихся.

  • осмотр у стоматолога, ЛОРа, инфекциониста и дерматовенеролога;
  • прохождение аппаратной диагностики;
  • прохождение других дополнительных обследований, которые предназначены для выявления различных заразных болезней (туберкулёз, сифилис, чесотка и другие).

Самые частые заболевания, которые характерны для преподавателей: — Снижение зрения, которое развивается с различными заболеваниями глаз. — Сердечнососудистая патология: ишемическая болезнь сердца, вегетососудистая дистония, варикозное расширение вен конечностей, гипертоническая болезнь и другие.

Вам будет интересно ==>  Поправки в конституцию рф 2021 для отбывающих наказание по особо тяжким статьям

1. Физичекие повышенные нагрузки (ненормированный график, общественные нагрузки, работа на несколько ставок); 2. Напряжение зрения (проверка тетрадей); 3. Перегрузки эмоционального характера; 4. Шум; 5. Инфекционная агрессия (микробы и инфекции); 6. Отрицательное воздействие электромагнитных волн (работа с компьютерами).

Страница 2 ); Пожарная безопасность на рабочем месте учителя начальных классов

Перед началом занятий в учебном помещении преподаватель должен проверить, как организованы рабочие места для обучающихся, а именно соответствие нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучающихся.

Знание и выполнение требований инструкции является должностной обязанностью преподавателя, а их несоблюдение — нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

Вредные Факторы В Работе Учителя Начальных Классов

Профессия учителя является оной из почетных и уважаемых профессий во всем мире. Учитель создает будущее страны. Педагогичекой деятельностью занимаются люди, которые имеют склонность и любовь к этому призванию. Отличительной особенностью педагогической профессии — это коммуникативные способности учителя, его умение наладить правильное общение с детьми. Работа учителя предоставляет большие требования к его вниманию, так как, работая с большим количеством учеников, он должен держать в поле зрения всех. Важные качества учителя: распределения внимания, наблюдательность, переключаемость.

Профессия учителя стоит на первом месте по своей вредности — так оценили ученые. Проблема со здоровьем преподавателей очень актуальная тема, потому что учителя — это лица ответственные за обучение будущего поколения. И успешность обучения полностью зависит еще и от самочувствия преподавателя. Учителям нужно беречь свое здоровье и помнить, что они входят в группу риска профессиональных болезней.

Спецоценка в школе: какие особенности существуют

Образовательные учреждения бывают разных видов, такие как общеобразовательные, технические, высшие образовательные учреждения и т. п. Специальная оценка условий труда преподавателей, так же как и других рабочих мест, проводится один раз в пять лет. Как правило, условия труда в образовательных учреждениях не являются сложными и оцениваются на уровне офисных рабочих мест.

В группу рабочих мест, наиболее подверженных вредным воздействиям, входят кабинеты химии, физики, информатики, биологии, физической культуры, столовой и кабинет директора. Эти помещения являются наиболее сложными объектами при проведении спецоценки, так как в них используется большое количество оборудования, применяемого для выполнения технических процессов.

Эксперт: К какому классу вредности относятся учителя

Среди них выделяются три основные: воспитывающая, обучающая и общественно-педагогическая. Учитель, прежде всего, учит детей человеческому опыту, знаниям, а также методами их приобретения, способами и приемами учебной работы. Личность ребенка формируется в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Чтобы исключить злоупотребление этим правилом, руководителю вменена обязанность проводить анализ степени тяжести работы, по результатам которого соответствующим должностям присваивается определенный класс.

Оптимальные условия труда (1 класс) – это условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

1.14. Перед началом работы на предприятии необходимо получить противопожарный инструктаж. Пользоваться исправными выключателями, розетками, вилками, патронами и другой электроарматурой. Не оставлять без присмотра включенным оборудование и электроприборы, отключать электрическое освещение в классе по окончанию работы. Курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных местах.

О проведении инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником отдельно, повторный, внеплановый и целевой инструктажи можно проводить с группой учителей по одной специальности с последующей проверкой знаний по безопасности труда.

Вам будет интересно ==>  90 Рублей Ежедневно На Питание Внуков Чернобыльцев

Кроме того, ввиду уникальности какого-либо предмета (химия, физика, биология, труд) его преподавание в других кабинетах невозможно или сильно затруднено. Эти кабинеты оснащаются специфическим оборудованием, и данные рабочие места не могут считаться аналогичными.

Производственный контроль проводится на основании программы, которую разрабатывает работодатель. Ранее ее нужно было согласовывать с Роспотребнадзором. Сейчас согласование заменили консультациями. Если работодатель не может самостоятельно определить, какие факторы нужно оценить, он может заключить договор с Роспотребнадзором. Его специалисты подготовят необходимый документ.

Наши исследования показали, что умственная работоспособность учителей начальных классов характеризуется постепенным снижением в течение рабочего дня, что говорит о нарастании утомления. Об этом свидетельствует достоверное снижение активности психических функций (ухудшение внимания, нарастание чувства усталости, увеличение количества ошибок и уменьшение количества знаков при выполнении дозированной умственной нагрузки), а также определенные изменения в показателях артериального давления и частоты сердечных сокращений, отражающие напряженность работы учителя начальных классов. Исходя из этого, 50,4% учителей испытывают умственные перегрузки, из них у 63,4% к концу рабочего дня отмечаются начальные признаки усталости, а у 36,6% — переутомления. При этом

Специфика работы учителя начальных классов состоит в том, что он первым начинает закладывать в ученика основы умения учиться, эталоны поведения в школе, от чего во многом зависит успех обучения в последующие годы. В тоже время характер работы отражается на здоровье и в ряде случаев является одной из причин возникнове-

Сложность трудового процесса учителя обуславливается за счет сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок. Они в течение всего рабочего времени находятся в напряжении, которое, чаще всего, по оценке аттестующих организаций не выходит за пределы допустимых норм. Работа с детьми – одна из сложных и ответственных видов работ. Процесс обучения, нередко, сопровождается травмами, ушибами. Учитель не всегда может усмотреть за каждым, хотя это является его прямой обязанностью, потому как он является ответственным за жизни своих учеников. Но дети, есть дети, они довольно активны и подвижны. Чаще всего, травмы возникают на переменах или на уроках физкультуры. Из-за нервных и эмоциональных переживаний у учителей, чаще представителей других профессий (мы говорим об определенных видах болезней), возникают профессиональные заболевания, связанные с болезнями органов дыхания, нервной системы, органов кровообращения. Неправильно организованное рабочее место еще более усугубляет ситуацию.

Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) для образовательных учреждений – одна из обязательных мер контроля условий труда. Выявление влияния опасных и вредных факторов поможет уберечь от профессиональных заболеваний не только педагогов, но и собственно главных участников образовательного процесса – учеников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Даже за период отпуска не удается привести норму, в связи с чем возникают предпосылки развития гипертиреоза. Постоянная нагрузка на одни и те же центры полушарий головного мозга приводит к резкому перераспределению мозгового кровотока, отсюда — бессонница, которая является первым признаком переутомления.

Профессиональная деятельность учителя в современных условиях не способствует сохранению его здоровья, о чем свидетельствуют такие данные: 60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы; 85% — находятся в постоянном стрессовом состоянии: для 85% женщин-педагогов их деятельность является фактором, отрицательно влияющим на семейные отношения, вследствие чего 1/3 педагогов имеет заболевания нервной системы. В пределах функциональной нормы находятся только 10,4% учителей, а у 2,9% здоровье характеризуется сниженными и резко сниженными адаптационными возможностями организма. Уже среди молодых педагогов большой процент больных с хроническими заболеваниями, причем ведущей является сердечнососудистая патология. Лишь 9% учителей чувствуют себя достаточно здоровыми. У них поддерживается относительно высокий уровень работоспособности и нет хронических заболеваний. Большинство из них обладает от природы «железными нервами», или они научились хорошо восстанавливаться после психического напряжения.

Ссылка на основную публикацию