Анализ Эпизода Преступление И Наказание

Сон, прежде всего, показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного ду­шевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи. пока­жи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!». Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть вто­рой, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью — в дан­ном случае жизнью лошади. Лошадь — никчемное и бесполезное, в силу ее слабосильности, существо: «.. .а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрыва­ет: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест». Так же как и «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет». Жизнь ее в представлении Раскольникова равняется «жизни вши, таракана».

Раскольникову снится его детство, родной городок. Детство обычно ассоциируется с самым беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости прини­мать жизненно важные решения, брать на себя всю ответственность за свои поступки. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе. Кроме того, детство подразумевает инстинктивное разграничивание добра и зла. Символичен и образ отца, с которым идет во сне маленький Ро­дион. Ведь отец — традиционно символ защиты, безо­пасности. Кабак, мимо которого они проходят, и пьяные мужики, выбегающие оттуда,— это уже обра­зы реального мира, измучившего героя. Один из му­жиков, Миколка, приглашает остальных прокатить­ся на его телеге, в которую впряжена «маленькая, то­щая саврасая крестьянская клячонка». Все соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, за­ставляя ее тянуть телегу, но из-за хилости та не может идти даже шагом. Мальчик с ужасом видит, как ло­шадь «секут по глазам, по самым глазам!». Среди кри­ков пьяной толпы слышится «Топором ее, чего!». То­гда хозяин с остервенением добивает клячу. Раскольников-ребенок смотрит на все происходящее в жутком страхе, потом в порыве жалости и возмуще­ния бросается защищать лошадь, но, увы, слишком поздно. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны — злобная агрессия пья­ной толпы, с другой — непереносимое отчаяние ребен­ка, на глазах которого осуществляется страшное в своей жестокости действо, сотрясающее его душу жа­лостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Для передачи экспрессив­ности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.

Анализ эпизода из романа Ф

Анализ эпизода “Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”Анализируемый эпизод является очень важным в романе “Преступление и наказание”: именно в нем теория Раскольникова о “властьимущих” сталкивается с покорностью кроткой Сони. Чтение легенды о воскрешении Лазаря происходит во время встречи Родиона с девушкой, и, прочитав эту сцену, мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова. Эпизод начинается с описания комнаты, […].

Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание”Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и нака­зание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рас­сматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смыс­ле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как наруше­ние уголовных законов, но как […].

Вам будет интересно ==>  Программа молодая семья в рязанской области 2021 рязань

Анализ эпизода художественного произведения на примере урока по изучению романа Ф

Анализ таких эпизодов требует наиболее тщательного изучения, потому что он помогает заинтересовать в дальнейшем прочтении художественного произведения даже тех ребят, кому не очень хочется учиться. Рисунки же, подготовленные самими учащимися вызывают особый интерес и особый разговор о романе. Всё это улучшает качество написания письменных работ, своих собственных рассуждений и выводов.

Пояснение слов

  • Бурнус — женское пальто
  • Витиеватая речь – возвышенная речь
  • Втуне – в тайне
  • Драдедамовый платок — полушерстяной платок
  • Колодник – арестант
  • Манкировать — небрежно относиться
  • Нанковый жилет – жилет из бумажной ткани
  • На сенных барках – место для нищих в Петербурге
  • Приватный разговор – частный
  • Титулярный советник – один из низших чинов по “табелю о рангах”

Сон об убийстве лошади

Художественное пространство сна составляют два взаимоисключающих понятия: церковь и кабак. Кабак стоит на окраине города и производит на героя неприятнейшее впечатление и даже страх. Здесь нарисована картина человеческого греха: «Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…» Бросаясь с кулаками на смрадно – грешного Миколку, герой восстаёт против народного греха. Стремление покарать чужой грех отделяет героя от людей, позволяет ему ходить «бледным ангелом», лишает сознания собственной греховности. Во сне ребёнок любит церковь и старинные образа в ней, но дорога к храму проходит мимо кабака. Так Достоевский подчёркивает мысль, что нравственное очищение происходит после совершения греха. Чёрная пыль на дороге соотносится с той землёй на площади, которую поцелует Раскольников, идя в полицию с признанием.

Итак, мы видим, что мир в восприятии героя делится на два пространства, которые не соединяются: кабак и церковь. В реальной действительности и в тексте романа кабак и церковь существуют как единое целое. Пьяный Мармеладов кабак превращает в церковь, когда произносит покаянную речь и проповедь о милосердии Бога, прощающего грешников. В эпилоге каторжники набрасываются на Раскольникова в церкви, собираясь его убить.

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой. Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы. Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали. Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Вам будет интересно ==>  Во Время Судебного Заседания С Участием Присяжных Заседателей У Одного

Чтобы передать характеры основных героев, Ф.М. Достоевский использует множество средств: использование портретной характеристики, позволяющей раскрыть как внешний вид героя, так и внутреннюю сторону его образа; использование диалогов и монологов, что позволяет раскрыть образ с помощью речевой характеристики; использование символичных образов и снов, которые раскрывают причины поступков героев; бытовое описание, которое является не только фоном действия, но и условием жизни, в котором живут герои и которое влияет на их внутренний мир.

Название романа полностью связано с основной сюжетной линией. В центре лежит преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. Но большая часть романа состоит из дум героя, его внутренних мыслей и переживаний, связанных со своеобразным наказанием героя за его теорию.

Юля : Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами ( лошадёнка , клячонка , кобылёнка ), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.

Маша : Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (слайд: “чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (слайд: белое блюдо, белый рис ) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая роман далее, мы увидим, что зелёный цвет — цвет жизни, обновления — Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Соня Мармеладова, притягивает Родиона, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.

Преступление — это не самое страшное. Самое страшное — наказание. Если выразиться точнее — самонаказание, саморазрушение после того, как человек преступит и законы общества, и законы собственной совести. Человек, преступление и наказание — это три основных ключа романа. Самый главный ключ — именно наказание.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Анализ таких эпизодов требует наиболее тщательного изучения, потому что он помогает заинтересовать в дальнейшем прочтении художественного произведения даже тех ребят, кому не очень хочется учиться. Рисунки же, подготовленные самими учащимися вызывают особый интерес и особый разговор о романе. Всё это улучшает качество написания письменных работ, своих собственных рассуждений и выводов.

Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

В романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал время и общество, которые толкают человека на совершение преступления. Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы – это результат крайнего отчаяния загнанного жизнью в угол человека.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Вам будет интересно ==>  Ветрены Труда Какие Категории Бывают

Преступление и наказание»

Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность «. Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего .Он , убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».

Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но вот ради какой-то идеи — понять сложно. Вот здесь Раскольников понимает вздорность своей теории: «Всё вздор». Но отказаться от неё он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».

Раскольников пытается бежать, но бежать некуда — всюду люди. Он хотел быть выше этой толпы («тварей дрожащих»), но они смеются над его жалкой попыткой изменить мир через убийство. Старуха жива и тоже смеётся над ним, потому что, убивая её, Раскольников убил себя – свою душу.

Родиону снится, что Илья Петрович избивает его хозяйку. Сон наполнен жуткими звуками: «она выла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он никогда ещё не слыхивал и не видывал». В сознании героя сон путается с реальностью. Он думает о пролитой им крови, об убитых людях. Всё существо героя противится совершённому убийству. Когда Илья Петрович бьёт хозяйку, в голове Раскольникова возникают вопросы: «Но за что же, за что же … и как это можно!» Родион понимает, что он такой же «гений», как Илья Петрович.

Достоевский Федор Михайлович Преступление и наказание

Действие романа «Преступление и наказание» начинается июльским днем в Петербурге. Родион Раскольников вынужден оставить учебу из-за отсутствия денег. Он отправляется к старухе-процентщице Алене Ивановне с надеждой хоть как-то исправить свое положение. После неприятного разговора со старухой в голове у Родиона начинает созревать мысль об убийстве. Совершив всего лишь одно преступление, он сможет решить свои финансовые вопросы и спасти сестру Дуню от брака с «благодетелем» — Петром Лужином.

Эпилог романа переносит читателя в Сибирь, где отбывает свое наказание главный герой. К нему переезжает Соня, доказывающая свою жертвенность и преданность. Родион отказывается от «наполеоновской идеи» о большом человеке и начинает верить в то, что своей любовью сможет искупить Сонины несчастья.

Анализ эпизода «Соня читает Евангелие» из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Внутренняя борьба накладывает отпечаток на поведение персонажа: встреча с Соней начинается почти открытым вызовом. Мысли о душевном нездоровье девушки вынуждают его задать грубый, обидный вопрос о том, что Бог дает ей за веру. Соня кричит неистово и убежденно: «Что ж бы я без бога-то была?» Всевышний, по ее словам, ей «все делает», хотя сама она не требует от него ничего.

Идеолог почвенничества — популярного в то время в России направления передовой мысли, Достоевский считал, что грешника, человека, преступившего законы Бога и общества, не может переделать и спасти тюрьма, ссылка или всеобщее осуждение. Он был убежден в действенности нравственного, внутреннего совершенствования падшего. Потому автор и ведет героя по всем кругам ада, заставляя вновь продумать и прочувствовать слабость антигуманной теории «крови по совести». Так, например, Евангелие, которое читает Соня, принадлежит Лизавете. Невинная жертва как будто незримо присутствует при этой сцене. Получается, бессловесная сестра Алены Ивановны тоже участвует в деле спасения Раскольникова. «Жертвы, взывающие к палачам», — вот еще один образ, напоминающий читателю Библию. Писатель усиливает этим философское и психологическое звучание эпизода, показывая столкновение двух разноплановых идеологий — вечного гуманного закона добра и всепрощения, страдания и самопожертвования с индивидуалистической теорией вседозволенности.

Ссылка на основную публикацию